МААМ-картинки

Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста

татьяна кропачева
Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Подавляющее большинство публикаций (М. М. Кольцовой, М. С. Рузиной, А. В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями, тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики не нашли должного изучения.

Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала является эффективным способом развития следующих функций :

Публикация «Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);

- тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);

- пространственно-образное мышление и творческие способности (поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с мелкими предметами.)

Конечно же, основной целью использования нетрадиционных материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим и познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи. Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития.

Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Проведя аналитический сбор информации в нашем детском саду была поставлена задача развивать моторные навыки с помощью пальчикового игротренинга, при этом используя в нем разнообразные нетрадиционные материалы.

Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 – 5 лет) у детей происходит ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания, то тактильное знакомство с предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью, поэтому предметы для работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип – помогать в развитии мелкой моторики рук.

Методика проведения игротренинга : в начале недели логопедом с детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования – середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.

*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

После того, как дети на занятии логопеда отработали пальчиковый комплекс (проговорили слова, выполнили правильно движения с предметом, начинается следующий этап работы с комплексом. Дети с воспитателем на вечерних занятиях повторяют данное упражнение (разучивают текст, автоматизируют движения). При этом воспитатель, по рекомендации логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение слов, точность выполняемых движений с предметами).

Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами.

Определив основное направление в работе, в группе была создана такая пространственно – предметная среда, которая расширяла мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовила руку ребенка к письму. В группе созданы условия по развитию мелкой моторики.

Примерный перечень наполнения коррекционного уголка в группе:

*сухие бассейны со сменными наполнителями;

*пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами;

*индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой гимнастики;

*зубные щетки;

*мячики-ежики;

*прищепки;

*дыхательные тренажеры;

*шнурки с узелками;

*эспандеры;

*решетки для раковин;

*перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;

*разные по величине бусины;

*материал для нанизывания;

*воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;

*бусы, четки;

* пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением;

*грецкие орехи и каштаны;

*многогранные карандаши.

Именно систематическое использование на занятиях и в свободной деятельности, закрепление воспитателями, а также просвещение и обучение родителей дошкольников помогли детям в овладении необходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности.

К концу учебного года у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развился интерес к предметам окружающего мира,

повысилась работоспособность детей на занятиях, что в свою очередь положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.

Публикации по теме:

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В.

Опыт работы «Совместные проекты как одна из форм работы с родителями» 2. слайд Анализируя работу с родителями за предыдущие три года, был выявлен низкий уровень участия родителей в образовательной деятельности.

Газета как одна из форм работы с родителями Газета, как одна из форм работы с родителями. Выполнила воспитатель Маслова Наталья Юрьевна. Целью издания в детском саду газет является.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Оглавление 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…. 3 1.2. История изучения.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка - как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В. В. Дмитриева, руководитель физического воспитания.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с крупами «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста при помощи кинетического песка Кинетический песок - что это? Это материал, который хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести. Материал,.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский.

Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Доклад по теме: «Значение развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2018 в 20:39
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД