Лучший педагог года

«Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

Людмила Панкратова
«Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Публикация «„Патриотическое воспитание в ДОУ“, Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ» размещена в разделах

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно, в уничижительной форме. Однако трудности не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Понимая важность этого вопроса, одним из приоритетных направлений ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу (Гербы семей обучающихся старшего дошкольного возраста);

- формирование бережного отношения к природе и всему живому (экологический паспорт ДОУ, участков для прогулок, экологическая комната);

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам (музей «Русский быт в ДОУ);

- расширение представлений о городе (экскурсии в краеведческий музей и др.);

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) символы - на здании (флаги-город, страна, область) уголки патриотические в группах;

- чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги, должны довести до сознания детей то, что люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних лет в жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим направлениям:

1. Методическое сопровождение.

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, страны.

Методическое сопровождение:

Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности :

- в холле оборудовали стенды: «Моя страна», «Мой город», Сергий Радонежский-Защитник земли русской»;

- в группах: педагоги подготовили: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Памятные места родного города» и др. ;

- изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Космос», «На флоте» и др. ;

- подобрали методическую, художественную литературу, фотографии, иллюстрации через которые дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. ;

Тематическое и перспективное планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Работа с кадрами.

Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

В содержание входят следующие направления работы:

- Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию;

- Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике

- Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

- Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

- Участие в профессиональных конкурсах.

Работа с детьми:

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Задачи педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды, должны привлекать внимание детей. Быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней.

- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Работа с детьми проводится в нескольких направлениях:

- в детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, архитектурой строений и др. ,

- героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

- создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.

- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,

- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны на познавательные занятия) экскурсии на предприятие «Хлебозавод», телекомпанию «Радонежье».

При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.

Рассказы, беседы на тему, чем прославились в детском саду родители детей. Мамы помогли помыть и заклеить окна, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. Чья-то мама помогла сшить костюмы, дедушка привез писок, а все вместе папы сделали машину, домик. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.

Связь воспитателя со специалистом :

- музыкальный руководитель проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?»воспитание привязанности и любви к семье.

В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово.

Использовались следующие формы работы с детьми:

«Фантазирование» (город будущего; волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др.).

Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.

Это:

народные и фольклорные праздники – Масленица, День Земли;

государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День Космонавтики,

международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, театрализованные развлечения.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, различных городских и детсадовских конкурсах: конкурс чтецов, «День космонавтики», «Пасхальное яйцо», «Портрет мамы» и др.

Духовно-нравственное воспитание.

Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью - «Золотая осень»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Калядки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной - «Наши любимые мамы», «Праздник птиц», «Пасха», «День Победы», лето - «Именины березки» (Троица).

Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Экскурсионные маршруты: в музеи, в библиотеку, к школе, к светофору, переходу. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло, детский сад находится в центре города.

Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с детьми старшей и подготовительной групп ходим к мемориалу «Вечный огнь», чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.

Приглашаем ветеранов. Дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях. Олимпиада Сочи - 2014 войдет в историю – дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну. Проводились «Малые Олимпийские игры» между двумя ДОУ. Проведение мероприятий способствует нравственному формированию личности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В игре моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

Работа с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Большое значение имеет семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных музеев, театральной студии «Ковчег», организация фотовыставок, выставок и рисунков детей, составление семейного древа, гербов семьи помогает детям понять, что семья – ячейка общества.

Родители принимают активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, «Лучшая елочная игрушка», «Дары осени», «Земля наш общий дом», «Рождественская сказка» и др. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Летний отдых семьи».

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Гвоздева Л. Л., воспитатель МБДОУ ДС№46 «Вишенка» г. Старый Оскол Как у маленького.

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников с ЗПР в свете ФГОС 1. Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад № 40 «Солнышко» Педагогические чтения.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников В условиях современного общества, где имеют место политические и военные конфликты, опасность террористического нападения, экономическая.

Нравственно-патриотическое воспитание. Современные подходы "Патриотическое воспитание в ДОУ". Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду. «Любовь к родному.

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ Нравственно-Патриотическое воспитание в ДОУ Проблема нравственно - патриотического воспитания детей и подростков не нова, но по-прежнему.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному городу». Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, вырос, учился, где живут его друзья, родные и близкие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие Современные подходы к нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие В условиях решения задач модернизации.

Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников. Башарова Расима Гайнулловна- воспитатель высшей категории. Детский сад №3.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Патриотическое воспитание в ДОУ». Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 17:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД