Елена Царегородцева
Конспект НОД по экологии «Пауки или маленькие страшилища» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Д/С № 4 «ТЕРЕМОК»
Приморского края, Пожарского района,
п. г. т. Лучегорск.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии
Тема: «Пауки, или маленькие страшилища»
(старший дошкольный возраст)
Образовательная область: «Познавателное развитие»
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Публикация «Конспект НОД по экологии „Пауки или маленькие страшилища“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пауки, паучки, паукообразные
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Возрастная группа : старший дошкольный возраст.
Автор-составитель: воспитатель
первой квалификационной категории
Царегородцева Елена Юрьевна
п. г. т. Лучегорск, Приморского края.
2014 г.
Цель: сформировать представления детей о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Закрепить правила поведения в природе.
Задачи.
Обучающая: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках паукообразных, формировать умение составлять простые предложения по картинкам, знакомить с особенностями пауков.
Развивающая: развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность. Способствовать развитию общей и мелкой моторики.
Воспитательная: воспитывать доброжелательное и бережное отношение детей к паукам, любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдение за пауками в природе, загадывание загадок о пауках, рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением пауков, просмотр мультфильмов «Лунтик», «Мир насе-комых», «Муха цокотуха», отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: дидактические игры «Определи среду обитания», «Посчитай, сколько?», альбомы «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе», фотографии и картинки с изображением разных пауков и других насекомых для сравнения, альбомные листы с большими кляксами в центре, лист ватмана, фломастеры, паучок-игрушка, карточки с изображением среды обитания различных животных, карточки с изображением пауков, аудиозапись «Звуки природы».
Ожидаемые результаты:
• иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, восемь лапок, а не шесть, как у насекомых, и нет крыльев, значит, паук не насекомое.)
• знать о пользе, которую приносят пауки людям и растениям.
Ход НОД.
Под звуки природы дети входят в группу и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Ребята, в «Жалобную книгу природы» поступила новая жалоба. Я вам её сейчас прочитаю, а вы догадаетесь от кого она.
«Нас называют мерзкими тварями. Говорят, мы отвратительны, безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим. Вам ни чего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда».
Кто же прислал эту жалобу?
Дети: Это пауки.
Воспитатель: Правильно, это пауки.
Рано утром я встаю, делом занимаюсь.
За день быстро устаю, сеть плести стараюсь.
Раз кружок, два кружок,
В сеть попалась мушка.
Для зевак и растрёп
Хороша ловушка.
Всё притихло на дворе,
И в лесу стемнело.
Завтра утром на заре
Я возьмусь за дело.
Паука люди часто считают ненужным. Но на самом деле, это очень интересное и полезное животное.
Вы, наверное, слышали выражение: «Человек—царь природы»? (ответы детей) Это конечно правильно. Но уж так повелось, что «цари природы» иногда страшно боятся некоторых своих «подданных». Вот и среди животных - «подданных» человека – встречаются такие, что вызывают у нас смешанное чувство омерзения и страха, не смотря на свои небольшие размеры. К таким «страшилищам» относятся древнейшие животные – пауки.
А где мы можем увидеть пауков?
Дети: В лесу, на деревьях, на кустах, в траве, дома в углу, на потолке.
Воспитатель: Правильно. Некоторые люди при виде паука испытывают страх или даже падают в обморок.
Однако страх не к лицу «царям природы». А что может победить паническую боязнь? (предположения детей) Правильно – знание! Чем больше мы будем знать о «страшилищах», тем безопаснее будет наша жизнь. А может мы и так в безопасности? Может они и не такие уж и страшные? Присмотритесь к ним повнимательней…
(рассматривание картинок и фотографий с изображением пауков)
Чем отличаются пауки друг от друга? Чем они схожи? (ответы детей)
Посчитайте, сколько ног у паука? (Д/и «Посчитай, сколько?») А сколько ног у жука (муравья, стрекозы, бабочки?
Дети: у паука восемь ног, а у жука (муравья, стрекозы, бабочки) – шесть.
Воспитатель: На опушке леса от ветки к ветке протянул свои сети паук. Паук – это не насекомое, ведь у насекомых шесть ног, а у паука их восемь. Вы только что их посчитали. Значит паук – животное.
Диво дивное – паук –
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутёк –
Выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг –
Выручают восемь рук.
Если злится на кого - то,
Словно все кругом враги, -
Спину горбит, смотрит люто,
Значит, встал не с той ноги.
В отличии от насекомых у паука нет усиков-антенн. Тело паука состоит из двух частей: головогруди и брюшка. У него восемь глаз, все они расположены на голове попарно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть всё, что происходит вокруг. Пауки плетут сложные сети для ловли своей добычи: мух, комаров и других насекомых. Как только жертва попадёт в сеть, паук тотчас обволакивает её паутиной и умерщвляет с помощью яда. Но не бойтесь, этот яд не страшен человеку. Смертельно опасные пауки водятся только в тропиках, где очень жарко и не бывает зимы. Как вы думаете, откуда паук берёт свою нить для плетения паутины? (предположения детей)
На брюшке у паука есть паутинные бугорки (железы) с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить. Из нити паук плетёт сеть – ловушку.
Воспитатель: А теперь немного отдохнём.
Динамическая пауза.
На изогнутый сучок, левая рука вытянута вперёд
Сломанной осинки, ладонь повёрнута вниз
Опустился паучок пальцами правой руки выполняют от плеча
левой руки перебирающие движения вниз
С крестиком на спинке. указательным пальцем левой руки
начертить крестик на тыльной стороне
правой ладони
Свил уютный гамачок, левая ладонь округлена: изображает
«гамачок», пальцы правой руки собраны в
щепоть, опустить щепоть в «гамачок»
Сам в сторонку руки спрятать за спину
И молчок. указательный палец правой руки
поднести к губам.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на эти рисунки. Какой-то художник нарисовал кляксы. (рассматривание изображений с кляксами) Интересно, что он хотел изобразить? (предположения детей) Он наверное хотел нарисовать паучка, но у него ни чего не вышло. Давайте мы всё исправим. Выберите ту картинку, которая больше всего похожа на паучка. (проводится игра «Дорисуй паучка» : дети делятся на команды по восемь человек и каждая команда выбирает наиболее походящий рисунок, объясняют свой выбор, почему подходит именно он)
Хорошо. Теперь вам осталось только дорисовать детали: сколько ножек вы нарисуете своим паучкам? Правильно, ровно столько, сколько вас в каждой команде, по восемь, то есть каждый рисует по одной ножке. (дети дорисовывают фломастерами ножки паучкам)
Молодцы, теперь это настоящие паучки.
У каждого животного в природе есть место, где ему удобнее жить. (проводится дидактическая игра «Определи среду обитания» : перед детьми три картинки, на которых изображены три среды обитания: лес, луг, река. Дети кладут карточку с изображением паука туда, где по их мнению ему легче жить, объясняют свой выбор)
Воспитатель: Представьте, что вы маленькие паучки. Даю вам задание сплести паутину. Не забывайте, её нужно плести очень аккуратно. (дети рисуют паутину на листе ватмана по заранее намеченным точкам)
Воспитатель: У вас получилась замечательная паутина, что в ней решил поселиться вот это паучок.
Сегодня вы узнали много интересного о пауках. Какое новое правило мы запишем в наш альбом «Правила поведения в природе»?
Дети: Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков!
Воспитатель: Правильно! И когда вы пойдёте в лес со своими родителями, и будете собирать грибы и ягоды, выполняйте это правило. И научите других.
Литература:
1. Ребёнок в детском саду. №5, 2006
2. Гудрун Хоффман «Кто живёт на лугу». Пер. с нем. ТП Панфиловой – М:ОООТД «Издательство «Мир книги» 2008 –(Я познаю мир)
3. Гудрун Хоффман «Кто живёт в лесу». Пер. с нем. ТП Панфиловой – М: ОООТД «Издательство «Мир книги» 2008 –(Я познаю мир)
4. И. Е. Аверина Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. ООО «Издательство «Айрис-пресс», Москва 2005