Приложение МААМ

Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей

Татьяна Устюжанина
Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

В сердце каждого человека особое место занимают чувства Родины, гордости за место, в котором он родился и живет. Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать из маленьких граждан настоящих патриотов своего Отчества. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из ниоткуда…

Публикация «Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) провозгласил одним из основных принципов воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

. «Годы детства – это прежде всего воспитание сердца» - писал В. А. Сухомлинский, а воспитание патриотических чувств без воспитания сердца - невозможно.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о своей семье, родном крае, стране, особенностях русских традиций. Многим родителям просто неизвестно, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Анализ диагностических материалов по проблеме нравственно-патриотического воспитания личности ребё нка выявил следующие противоречия:

- необходимость формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников и недостаточное взаимодействие по данной проблеме между родителями и педагогами;

- необходимость вовлечения дошкольников в социально-значимую деятельность и недостаточное применение развивающих технологий проектной деятельности в данном направлении на базе МДОУ;

-недостаточный воспитательный потенциал семьи и отсутствие условий в семье для его реализации в полном объеме.

Целью проектной деятельности является :

воспитание гуманных, нравственно – патриотических чувств, уважения к культурному наследию России, создание системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых в социально-значимой деятельности, создающей благоприятные условия для формирования нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

• Развитие у детей интереса к истории Отчизны на примерах ярких событий, связанных с защитой памятных мест, «откуда пошла земля русская»;

• Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов;

• Выяснение влияния знаний о героическом прошлом страны на становление и развитие самопознания, самооценки, образа «Я» у дошкольников;

• Подготовка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию детей дошкольного возраста;

• Расширение и систематизация знаний педагогов, родителей и детей в сфере гражданско- патриотического воспитания.

Проектная деятельность строится на основе педагогических принципов :

• - принцип взаимосотрудничества – представляет собой способ организации совместной деятельности и направлен на взаимовыгодное развитие всех субъектов социокультурного пространства;

• -принцип гуманизации – установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений, направленных на сохранение социально – эмоционального здоровья ребёнка;

• - принцип деятельного подхода – упор делается на объединение всех программ в одно предметное поле, развивающую среду;

• - культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущений собственной принадлежности к какому-то народу, государству.

• - принцип индивидуально – дифференцированного подхода – ориентирован на каждого ребёнка, где создают условия для реализации индивидуальных качеств и способностей.

Типы применяемых мною мини- проектов можно охарактеризовать как информационно - практико- ориентированные, то есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини- музеев, выставок и экспозиций при активном участии родителей.

Первый этап работы: установочный- диагностический. Я считаю, что патриотическое воспитание в детском саду следует начинать с методической работы с кадрами.

В первую очередь, cовместно с педагогом-психологом была проведена диагностика состояния педагогического процесса в области гражданско- патриотического воспитания на основе анализа педагогического опыта прошлых лет с 2016 г. по настоящее время. Чтобы выяснить, насколько воспитатели и специалисты разбираются в понятии «патриотизм» и насколько они сами патриотичны, мы также провели специальное анкетирование. С родителями было проведено исследование вопросов необходимости гражданско-патриотического воспитания детей – дошкольников, изучено отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проектной деятельности и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса. Большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и начинать такую работу необходимо как можно раньше. К сожалению, около 33 % родителей считают, что дети еще маленькие и рассказывать об исторических фактах и событиях гражданского характера лучше со школьного возраста.

В некоторых семьях сохранились старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта, военные награды, которые были использованы в рамках реализации проектов.

Второй этап - организационный. По результатам диагностики постарались выстроить методическую работу с кадрами для совершенствования их профессиональной деятельности по данной проблеме.

Ее целями явились:

• максимальное повышение квалификации и профессионального мастерства, а также творческого потенциала каждого педагога, участвующего в проектной деятельности;

• достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме;

• формирование комплекса нормативно- правового и организационно - методического обеспечения системы патриотического воспитания.

В целях развития творческой инициативы педагогов, совершенствования воспитательно- образовательного процесса и реализации конкретных проектов из числа административных и педагогических работников была создана творческая группа.

Главная цель деятельности творческой группы – разработка системы мероприятий по гражданско- патриотическому воспитанию. Члены рабочей группы также подбирали информационные ресурсы для самообразования педагогов, проводили анализ методических разработок, разрабатывали и организовывали непосредственную образовательную деятельность, праздники, досуги, развлечения, привлекая к их реализации весь коллектив детского сада и родителей. На этапах завершения разных проектов – задача творческой группы – обобщение лучшего опыта работы.

Основной этап работы - практический. В ходе его нами был разработан и реализован годовой план различных мероприятий, состоящий из следующих блоков:

- Моя семья.

-Мой детский сад

-Моя малая родина.

- Наша Родина – Россия.

Каждый блок включает различные виды проектов, отличающиеся по продолжительности, количеству участников: комплексные, творческие, игровые, исследовательские, индивидуальные, межгрупповые, групповые.

В результате для гражданско- патриотического воспитания детей были отобраны следующие формы работы :

• досуги;

• НОД на патриотические темы;

• экскурсии;

• театрализованные представления;

• выставки детских работ;

• спортивные праздники ;

• конкурсы патриотической направленности;

• книжные выставки;

• праздники патриотической направленности и др.

Отобраны средства патриотического воспитания :

• ролевая игра, коллективно- творческая игра;

• игрушки, карточки, книги, карты- путешествия, иллюстрации. ;

• звукозаписи, видеоматериалы;

• разучивание стихотворений, песен;

• инсценировки сказок, стихотворений, песен;

• подвижные, дидактические, тематические игры;

• работа с тематическими картинами;

Содержание гражданско – патриотического воспитания определялось принципом наглядности и доступности, познавательными и коммуникативными потребностями дошкольников, психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста (острота восприятия, любознательность, пытливость ума, способность анализировать и обобщать).

Также я всегда стараюсь учитывать, что ведущей для этого возраста является игровая деятельность. На мой взгляд, содержание мероприятий по проектной деятельности было достаточно креативным и строилось с учетом духовного становления личности ребенка и формирования его творческого потенциала.

Публичное представление продуктов проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах, практических занятиях.

Наилучших результатов в работе мы достигали, объединив краеведческий, культурологический, исторический, литературный материал, используя разнообразные формы и методы работы.

Позволю себе привести некоторые примеры наиболее удачных мини- проектов, которые удалось реализовать.

Проект «Дружная семья»

Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. В ходе реализации проекта было создано детско- взрослое сообщество, для которого характерны содействие друг к другу, совместное творчество, сопереживание, учет индивидуальных особенностей детей, их желаний, соблюдение прав.

Работа строилась на изучении семейных историй, фотографий, общения со всеми членами семьи, знакомству с родословной семьи.

В результате работы над проектом были созданы генеалогические древа и гербы семьи каждого воспитанника.

Работа по реализации проекта дала положительные результаты. Родители, старшее поколение, стали активнее принимать участие в жизни детского сада, изменились отношения между детьми и взрослыми в сторону теплоты и взаимопонимания.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности в детском саду, как средство воспитания любви к родному краю «Организация проектной деятельности в детском саду, как средство воспитания любви к родному краю» Малая Родина… У каждого человека она своя,.

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста Фольклор как средство патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста. Детство - период расцвета в жизни человека. Дети.

Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольниковМини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники,.

Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания Музейная педагогика как инновационная образовательная технология при организации патриотического воспитания детей с общим недоразвитием.

Нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Аркашева Светлана Анатольевна Павличенко Елена Викторовна БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №38» Нравственно - патриотического.

Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современном ДОО .

Презентация «Технология музейной педагогики как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста» Выступление на пед. совете для воспитателей, отображающее необходимость создания мини-музеев в ДОУ. 1 слайд. Приветствие 2 слайд. Музейная.

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в ДО. Читайте детям сказки господа. В них спрятана людская доброта, Которая, чем больше разбирается, Тем шире и быстрее разрастается. Заложат.

Создание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возрастаСоздание мини-музея как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста В настоящее время все большее значение в дошкольных учреждениях уделяют нравственно-патриотическому воспитанию. Будущее нашей страны во многом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 15:01
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология проектной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Устюжанина (УИ 289458) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД