Татьяна Исмакова
«Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях.»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Актуальность.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания национального самосознания.
Будущее нашей Родины зависит не только от технологий и инвестиций, но и от четкости, моральных принципов, ответственности молодежи за судьбу страны.
Публикация «„Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях,“» размещена в разделах
Наша страна переживает не простые времена, а изменения в социально – экономических процессах, неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Для того чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономическое развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировозрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением (С. Козлова).
В исследованиях авторов, посвященных проблемам социального воспитания личности (Р. Стеркина, И. О. Князева) первоначальное представление дошкольников о себе, других людях рассматриваются как важнейшая ценность личностного настроя человека. Как указывают эти авторы, что сейчас, в начале 21 века мы не можем удовлетвориться положением, в котором находится массовое воспитание детей.
Социально-личностное воспитание - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая проявляется в их поступках, чувствах, отношениях.
Согласно ФГОС ДО познавательное развитие дошкольника предполагает формирование предпосылок приобщения к социальным ценностям. Особую актуальность эта проблема приобретает в старшем дошкольном возрасте. Формирование первичных представлений у дошкольников о себе, других людях по программе «От рождения до школы» предполагает : расширять осведомлённость детей о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство, представление значимости для жизни ребёнка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Одна из основных задач детского сада закладывание основ духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими детьми. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в процесс формирования у него первичных представлений о себе, других людях.
Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение.
Анализ недостатков в результатах:
дошкольники не владеют необходимыми знаниями о правах детей
недостаточно знаний о себе, своей семье (состав, распределение семейных обязанностей, семейные традиции);
недостаточно знаний о детстве других детей;
Анализ недостатков в основном процессе:
недостаточно освещена тема социально-личностного воспитания в образовательной программе ДОУ;
недостаточно разработаны конспекты образовательной деятельности по формированию первичных представлений о себе, других людях;
в календарно-тематическом планировании мало тем, посвященных данной теме.
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности:
недостаточно разработана образовательная деятельность по формированию первичных представлений о себе, других людях;
недостаточно организованно предметно-развивающее пространство для формирования первичных представлений о себе, других людях;
мало подобрано дидактических игр и пособий, которые помогут сформировать первичные представления о себе, других людях;
не хватает консультативного материала для родителей.
Противоречия.
Формирование первичных представлений о себе, других людях у детей дошкольного возраста предполагает использование в деятельности педагога новых средств работы с детьми, однако недостаток научно-методической литературы, материально-технической базы в сочетании с кадровыми условиями не позволяют реализовать первичные представления.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Использование в деятельности педагога новых средств работы, мультимедийные пособия, новые методические разработки по формированию у дошкольников первичных представлениях о себе, других людях предполагает.
Только в единстве интеллектуального, эстетического, нравственного, физического воспитания можно сформировать целостный духовный мир.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры
Конкретизация
Проявление
Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям, обладает чувством собственного достоинства.
Ребенок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослыми и сверстникам, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей
Расширение представлений о своей принадлежности к человеческому сообществу
Владение осведомлённостью детей о сферах человеческой деятельности
Формирование познавательных действий, становление сознания в познавательно-исследовательской деятельности
Наблюдает за другими людьми.
Рассказывает о себе.
Играет в игры которых воспроизводит действия социального мира.
Участвует в совместных с взрослыми проектах «Моё генеологическое древо» с родителями, «Мы такие разные» с воспитателем.
Склонен эксперементировать по данной теме.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностях предполагает использование мониторинга развития и формирование у дошкольников первичных представлений о себе, других людях в процессах самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения.
Для решения проблемы по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях мы используем доступные формы, методы и приёмы.
Методы: игровые, практические, словесные, наглядные.
Формы :
Изобразительная деятельность по развитию первоначальных представлений у дошкольников о себе, других людях «С кем я живу», «Мы такие разные», «Мир вокруг нас» и др.).
Организация кружка по первичному представлению дошкольников о себе, других людях «Я человек».
Этические беседы («Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и Зло»).
Экскурсии в музей школы «История рождения села».
Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире).
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кафе у Мальвины»
Родительские собрания на тему «Традиции семьи» и др. Проведение с родителями и детьми конференций в виде круглого стола «Я, ты, мы».
Создание совместного проекта (родители и дети) «Люди нашего села».
Консультации специалистов с педагогами, родителями по теме «Воспитание свободной творческой личности».
Проведение в ДОУ творческого конкурса «Кто я?»
. Мониторинг.
Основными критериями оценочной деятельности являются:
Выявление имеющихся знаний о человеке и его окружении;
Выявление умения выражать эмоциональное состояние человека с помощью жестов, мимики, языка красок;
Выявление степени культуры поведения как совокупности полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения. (С. А. Козлова)
Показатель
Форма работы
С. А. Козлова методика «Я человек»
Имеет представление о себе.
Тестирование
Сформировано представление о собе
полностью
частично
Не сформировано
Имеет представленеие о других людях.
Игра-викторина «Мы такие разные»
Сформировано представления о людях другой национальности.
полностью
частично
Не сформировано
Сформированы представления о социальном мире в котором он живёт.
Наблюдение во время игровой деятельности.
Умение применять правила поведения в общественных местах.
полностью
частично
Не сформеровано
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Согласно требованиям ФГОСДО к условиям реализации основной программы, для того чтобы работа над приобщением дошкольников к социальным ценностям была успешной и плодотворной в работе ДОУ должны произойти существенные изменения:
Кадровые:
- Курсы повышения квалификации по первичному представлению дошкольников о себе и других людях.
- Необходимо комплектация кадров.
Материально-технические:
- Приобрести игровое оборудование для создания предметно-пространственной среды по первичному представлению о себе, других людях.
- Приобрести компьютер, аудио аппаратуру.
Научно – методические:
- Приобрести в методический кабинет программы и новинки по формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях.
- Создать картотеку художественных и музыкальных произведений, мультфильмов в соответствующие данной теме.
- Разработать планирование по первичному представлению о себе, других.
- Подписаться на электронный журнал «Детский сад теория и практика».
Организационные:
- Организация экскурсий в музеи.
Нормативно – правовые:
- Документы регламентирующие деятельность кружка по первичному представлению дошкольников о себе, других людях «Я человек».
- Приказ директора о положении конкурса в ДОУ п данной теме.
- Письменные разрешения родителей, для посещения музеев, экскурсий
- Заключение договоров экскурсионным агенством.
Информационные :
- Открытие официального сайта ДОУ
- Проведение дистанционного общения с коллегами по обмену опытом и информацией.