Получи документы

Педагогическое воздействие как формирование у ребёнка нравственно-патриотического воспитания

Ольга Екимова
Педагогическое воздействие как формирование у ребёнка нравственно-патриотического воспитания

Педагогическое воздействие, как формирование у ребёнка нравственно-патриотического воспитания.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Публикация «Педагогическое воздействие как формирование у ребёнка нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах

В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенства общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери.

Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Исходя из этого нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основной формой образовательного процесса является занятие.

Организуются также праздники, встречи, выставки, экскурсии, походы и т. д.

Педагог в работе с детьми использует такие приё мы:

наблюдение,

показ,

объяснение,

рассказ,

чтение,

беседа,

упражнение,

игра,

исследование,

эксперимент,

а также некоторые нетрадиционные приё мы:

придумывание загадок,

выстраивание алгоритмов,

установление причинно - следственных связей,

ретроспективный взгляд на предмет и явление,

проблемно-поисковые ситуации и вопросы.

Деятельность на занятиях организуется так, чтобы ребёнок сам захотел получить знания. Для этого используется метод мотивации: создание проблемных ситуаций, совместный поиск ответов на вопросы, заданные самими детьми, информирование детей о достигнутых успехах.

Сама тема каждого занятия представляет собой вопрос проблемно- поискового характера, на который дети в итоге занятия находят ответ.

Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств, является развивающая среда, правильная организация патриотического уголка в группе.

Содержание патриотического уголка в группе:

Материал о семье.

Уголок любимой игрушки.

Совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе).

Правила поведения в группе (игра «что такое хорошо и что такое плохо»)

Альбом (я расту, члены моей семьи, любимые занятия в семье, любимые игрушки в дома, в группе и т. д.).

«Исправляем, помогаем» (кто-то расстроился – утешаем, что-то сломалось – сделаем).

Русское народное творчество (песенки, потешки, колыбельные, картинки и т. д.).

Традиции (в семье, группе, ДС).

Воспитатель о своей семье, (альбом, фотоальбом и т. д.).

Труд взрослых (врач, повар, почтальон, пожарный, милиционер, военный).

Представление о городе, улица (день рождения города, улица, по которой я хожу).

Символика (мелодия гимна, герб, флаг России, города, региона).

Представление о стране, области, городе (достопримечательности).

Народы России, народное творчество (костюмы, игрушки, песенки и т. д.).

Известные люди России.

Подвиги трудовые, боевые.

Альбом воспитателя «Я люблю свою работу».

Традиции (в семье, группе, ДС, городе, стране).

Необходимо грамотно отбирать материал для патриотического уголка, он должен вызывать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и эмоционально-положительное отношение к действительности. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры.

Серьезную помощь в организации патриотического уголка могут оказать родители.

Предметно-развивающая среда должна быть структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, и давать возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Приучать ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснять ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходить с ребенком в библиотеку и посмотреть, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организовать к ним экскурсии и рассказать, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям (проект по городам).

3. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - город, страна (проект прошлого года).

Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

4. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграть с ребенком в «новоселье», разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотреть, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

5. Воспитывать у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдать за тем, как привозят и разгружают хлеб. Рассказать, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено, показать фильм.

6. Рассказать ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Рассказать, что вам нравится в вашем труде.

7. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложить ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложить ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.

8. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

9. Знакомство с устным народным творчеством, и творчеством других народов. Которое активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает, его восприимчивость, эмоциональность. Устное народное творчество должно чаще использоваться, как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Детская книга должна рассказать ребенку о добре и зле. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером. А также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки показывают:

- как дружба помогает победить зло;

- как добрые и миролюбивые побеждают;

- что зло наказуемо.

10. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

11. Праздники. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в детском саду. Это:

народные и фольклорные праздники – Масленица, День Земли;

государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День города; День Космонавтики,

международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

православные праздники – Рождество Христово, Пасха;

бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, капустники.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, групп, холла, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами. В нашем детском саду уже стало традицией отмечать такие народные праздники и календарные, как праздник «Осени» «Масленица», «Встреча весны», «Рождество Христово», «Новый год», «День рождения детского сада» и др.

Так, например, подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее – еще в декабре. Это не мешает всему педагогическому процессу, а наоборот, придает ему особый, радостный смысл. На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские поделки, подарки.

12. Связь воспитателя со специалистами :

- логопед - разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;

- музыкальный руководитель проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

- инструктор по физической культуре проводит подвижные игры разных народов нашей страны.

В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?»воспитание привязанности и любви к семье.

13. Духовно-нравственное воспитание.

Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.»

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков нужно устраивать встречи с пожилыми людьми.

«День пожилого человека», «Как молоды мы были».

14. Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе, к проезжей части дороги. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах.

Со старшими дошкольниками накануне великого праздника Победы, вывода войск из Афганистана необходимо сходить к вечному огню, на аллею славы, чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности погибшим воинам.

Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. Изготовление вместе с детьми подарков для малышей, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны;

После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.

15. Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о происходящих событиях. Олимпиада Сочи -2014 войдет в историю– дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну и также за свою республику.

Нравственное формирование личности происходит, прежде всего, в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.

16. По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей : выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях.

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности к родному дому, то с помощью компетентной педагогической работы со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. Ведь главное в патриотическом воспитании – это посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому и семье, к истории и культуре своей страны.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.

Список используемой литературы

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – 2010.№ 7. - 97с.

3. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // «Управление ДОУ» - 2010 № 7. – 70с.

4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. // «Управление ДОУ» - М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).(5).

5. Наследие. И быль и сказка. : пособие по нравственному воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры. / Е. В. Соловьёва., Л. И. Царапенко – М. : Обруч, 2011, - 144с.

6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.

Публикации по теме:

Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Росинка» города Балашова Саратовской области».

Формирование нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно.

Консультация для родителей «Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное воспитание.

Народная педагогика как часть нравственно-патриотического воспитания Педагогика современной России представляет многовековой народов по воспитанию будущих поколений. Последние должны адаптироваться к условиям.

Педагогический проект «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обоснование эффективного использования музейной педагогике в педагогической практике,.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников Под патриотическим воспитанием дошкольника я понимаю взаимодействие взрослых (союз родителей и педагогов) и детей, направленное на раскрытие.

Проект «Ознакомление с родным селом как средство нравственно-патриотического воспитания» Проект "Ознакомление с родным селом как средством нравственно- патриотического воспитания". 1. Тематическое поле: познавательно- коммуникативный.

Творческо-информационный проект «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания» .

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрастеУголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Выступление на методическом объединении «Проблема нравственно-патриотического воспитания детей» Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием ребёнка, укреплением его здоровья. Но не менее важно заниматься его душевным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическое воздействие как формирование у ребёнка нравственно-патриотического воспитания
Опубликовано: 16 октября 2016 в 15:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД