Приложение МААМ

Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии

Светлана Крымская
Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке

Сегодня во всем мире внимание психологов, физиологов и педагогов привлечено к проблеме раннего детства. Этот интерес не случаен – ведь именно в первые годы жизни у детей происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи.

Публикация «Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии» размещена в разделах

Известные педагоги, физиологи, психологи такие как, Н. М. Аксарина, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, Э. Г. Пилюгина, С. Н. Теплюк и др. открыли огромные потенциальные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития и воспитания детей раннего возраста.

Именно в этом возрасте дети охотно вовлекаются в продуктивную творческую деятельность. Занятия творчеством очень важны для малыша – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность.

По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, ранее не существовавшие предметы.

Великий педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Следовательно, необходимо создавать педагогические условия для развития творческой активности детей.

Лепка - один из наиболее актуальных и эффективных способов развития творческих способностей ребенка.

Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Она может дать гораздо больше, чем мы думаем. Вот лишь некоторые ее плюсы:

развивается мелкая моторика рук, координация движений, что оказывает благотворное влияние на речевое развитие ребенка;

развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

развивается фантазия, воображение, раскрывается творческий потенциал;

лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой;

лепка помогает детям почувствовать себя свободным, дает возможность удивляться, радоваться.

Поэтому в своей работе по формированию предпосылок творческих способностей у детей раннего возраста мы используем пластилинографию.

Пластилинография или пластилиновые картинки – это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.

Занятия лепкой с детьми раннего возраста проводятся нами как в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности. Длительность занятий составляет 8-10 минут.

Темы занятий пластилинографией тесно переплетаются с жизнью детей, с изучаемым материалом по другим образовательным областям («Чтение художественной литературы», «Познание», «Коммуникация», «Социализация») и способствуют их интеграции.

Для того чтобы заинтересовать детей, надо обыграть ситуацию, превратить занятие в увлекательную игру. После того как у детей будут сформированы основные навыки работы с пластичными материалами, у них появится больше возможностей для самостоятельной работы. Это позволит предоставить малышам определенную свободу выбора при изготовлении поделок.

Рисование пластилиновых картин с детьми можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей этого возраста преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование пластилином идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному. Первоначально дети учатся надавливать подушечкой указательного пальца на готовый пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки, шляпке мухомора или собирая «витаминки» в баночку и т. д. Затем дети учатся отщипывать кусочки пластилина от целого куска и скатывать их в шарики двумя пальчиками. После этого дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Для этого нужно показать приёмы, а при необходимости взять указательный пальчик ребёнка и помочь нарисовать пластилиновую линию, поворачивая пальчик в нужном направлении. Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не сгибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

Для закрепления навыков работы с пластилином в индивидуальной работе с детьми применяем трафареты (картинки, вложенные в файл или заламинированные, которые можно использовать многократно.

В зависимости от тематики занятия детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

При работе с пластилином необходимо выполнять определенные требования:

использовать как основу плотный картон, чтобы не происходило деформации при выполнении приемов надавливания и размазывания;

основу с предварительно нарисованным контуром или без него следует покрыть скотчем или вложить в файл. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;

на рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

Готовые работы рассматриваем вместе с детьми, хвалим детей за старание, делаем выставки для родителей. Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, важно постараться зажечь в детях огонек творчества.

В завершение мне хотелось бы обратиться ко всем педагогам:

Уважаемые коллеги!

Прежде чем решать, как развивать творческие способности ребёнка, помните о самых простых истинах:

- развивайте творческое воображение малыша везде и всегда;

- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;

- у малыша должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества : пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;

- поощряйте и хвалите только безопасные творческие детские инициативы;

- процесс развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер;

- обучение и развитие малыша дошкольного возраста должно происходить только через игровые задания, упражнения и саму игру.

Когда-то восточный мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Вот этой мудростью и руководствуйтесь при воспитании маленького творца.

Список литературы:

1. Жукова О. Г. Планирование и конспекты занятий для детей раннего возраста. – М. : Айрис-пресс, 2007.

2. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М: 2006.

3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.

4. Масару Ибука. После трех уже поздно. – М. : 1992.

5. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. – М. : АСТ; СПб: Сова, 2006.

6. Янушко Е. А. «Лепка с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей». – М. : Мозаика-Синтез, 2007.

Публикации по теме:

Лепка (пластилин, соленое тесто. Пластика) Часть1Лепка (пластилин, соленое тесто. Пластика) Часть1 Здравствуйте уважаемые коллеги, давненько ничего не выкладывала, хочу показать несколько своих работ по пластилинографии - цветочные орнаменты,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии
Опубликовано: 27 октября 2013 в 19:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Первые шаги к творчеству детей 2–3 лет посредством пластилинографии» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Крымская (УИ 145503) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД