Папки-передвижки

«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Ирина Бакланова
«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Содержание

Паспорт проекта

Пояснительная записка …. 4

Этапы проекта…5

Содержание проекта…. 6

Литература…. 10

Приложения…11

Паспорт проекта

Наименование

проекта «В ладошки наши посмотри -мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

ты всем нам подрасти помог!»

Основные разработчики проекта Дети дошкольного возраста, их родители, педагоги

образовательного дошкольного учреждения.

Цель и

задачи

проекта Цель: Развитие коммуникативных навыков ребенка,

Публикация «„Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

его эмоционально-волевой сферы и сенсорики.

Задачи:

Развивать тактильную «чувствительность» как основу развития «ручного» интеллекта ребенка.

• Формировать познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).

• Совершенствовать развитие предметно-игровой деятельности и коммуникативных навыков ребенка.

Развивать мелкую моторику рук, а также и речь; обогащать и активизировать словарь детей.

Сроки и этапы

реализации проекта

Проект долгосрочный, 1 учебный год

Исполнители

проекта и основных

мероприятий Дети дошкольного возраста, их родители, педагоги

образовательного дошкольного учреждения.

Ожидаемые конечные

результаты

реализации проекта Умение детей правильно вести себя в различных опасных ситуациях на игровых площадках.

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

Целевые

группы проекта Дети дошкольного возраста, их родители, педагоги

образовательного дошкольного учреждения.

Пояснительная записка

«Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке»

А. И. Герцен

«Какое-то время мы были счастливы. Но что дальше? Сухой песок, текущий сквозь пальцы»

Айрис Мердок

Сама структура песка – он состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, на коррекцию зрения, развивается «мануальный интеллект ребенка».

Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.

На песочном «листе» перед педагогом раскрывается внутренний мир ребенка. Этот мир становится реально осязаемым. Особенно важен в данном контексте древний принцип «не навреди».

Реализация данного проекта направлена на формирование у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуально.

Этапы проекта

1этап - подготовительный (предварительная работа с педагогами, детьми,

родителями).

2 этап – исследовательский ( практическая работа: беседы, консультации,

занятия, экспериментирование и т. д.).

3 этап- заключительный (обобщение результатов работы).

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанники.

Предмет исследований: песочница, вода, набор миниатюрных предметов и игрушек.

Длительность проекта: один год.

Содержание проекта

План мероприятий

сентябрь Консультация для родителей «Песочная терапия в развитии

мелкой моторики рук детей дошкольного возраста».

Демонстрация песочницы : «Волшебный мир песка».

Демонстрация коллекции игрушек: «Сказочные герои».

Знакомство с правилами игры с песком.

Октябрь Наблюдение на прогулке за песком: Игра «Волшебные секреты».

(Приложение№5)

Экспериментирование: игры «Письмо на песке», «Разные объемы»,

«Отпечатки наших рук».

Игры на поверхности песка: «Здравствуй песок», «Песочный дождик»,

Консультация для педагогов: «Роль игры с песком и водой в период

адаптации ребенка к детскому саду».

ноябрь

Игра-занятие с песком: «У бабушки в гостях».

Дидактические игры-упражнения: «Узоры на песке»

Игра- упражнение «Маленькие волшебники – мы создаем мир»

Консультация для родителей «Безопасные игры детей в песочнице».

декабрь

Экспериментирование: «Что можно делать с сухим песком и мокрым».

Дидактическая игра: «Песочные прятки»

Психопрофилактическая игра:

Рисование на мокром песке: «Песочный круг»

январь

Игра-упражнение: «Секретные задания кротов»

Дыхательное упражнение: «Песочный ветер»; Игры «Домики для животных», «Транспорт»

Дидактическая игра: «Песочные строители»

Упражнение: «Необыкновенные следы»

февраль

Консультация для педагогов: «Когда предлагать песочную терапию»

Чтение рассказа «Борьба с жителем пустыни» В. Г. Ян

Игра-занятие: «Строители на сказочном острове»

март Консультация для родителей «Игры с песком круглый год»

Игра с мамой: «Цветы на клумбе»

Чтение рассказа «Борьба с песками» М. Ильин

Игра- занятие: «Гости в огороде»

апрель

Игра на поверхности песка: «Мы едем в гости»

Игра-упражнение: «Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась в руки»

Игра-занятие «Отгадай загадку»

май

Игра – занятие

«Весенняя картинка»

Демонстрация песочницы :

«Волшебный мир песка»

Цель: Познакомить с особенностями песка, что можно делать с сухим песком и мокрым.

Упражнять на активацию и тренировку зрительных функций.

Создать радостное настроение.

Оборудование: Мини –песочница, игрушка «Принцесса песочного мира», лейка с водой, увеличительное стекло, одноразовые стаканчики, соломинки для коктейля, счетная палочка.

Ход игры: Познакомить детей с игрушкой –«Принцесса песочного мира». «Принцесса песочного мира» - добрая волшебница, которая любит детей, игрушки; она хочет познакомиться с вами и вашими игрушками (дети показывают коллекцию игрушек и называют их). «принцесса приглашает всех в свой песочный мир (мини – песочницу). Дети осматривают, дотрагиваются до бортиков, песка.

Проведем небольшие опыты, чтобы лучше узнать о песке:

Опыт1

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыпим немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Поэтому говорят, что песок сыпучий, сыплется.

Вывод: сухой песок сыпучий, рыхлый, пересыпается.

Опыт2: Внимательно рассмотрим с помощью увеличительного стекла, из чего же состоит песок (из зернышек, песчинок… какие песчинки (маленькие, круглые).

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, когда песок сухой.

Опыт3: Насыпаем в банку песок и с помощью соломинки для коктейля создаём сильный поток воздуха – искусственный ветер. Что происходит с песчинками? (они легко двигаются, передвигаются, сдуваются).

Вывод: песчинки сухого песка легко сдуваются, передвигаются.

Опыт4: Взять стаканчик с песком и палочку. Попробуем «Посадить» палочку в песок. Легко ли втыкается палочка? Держится ли палочка в песке?

Вывод: воткнуть палочку легко, потому что песок рыхлый.

Опыт5: Слепить из влажного песка шарики, оставить их на дощечке до высыхания. Что с ними произойдёт при высыхании? (они рассыплются).

Вывод: «куличи» получаются только из мокрого песка.

Опыт6: Нальём в стакан с песком воды, потрогаем песок, каким он стал? (влажным, сырым). Куда исчезла вода? Она впиталась в песок. «Посадим» опять палочку в песок. В какой песок палочка «сажается» легче?

Вывод: во влажный песок легче «сажать» палочку и она прочнее будет стоять.

«Сказочные герои»

Цель: познакомить детей с коллекцией игрушек для игр и занятий в песочнице.

Развитие тактильного восприятия и зрительной памяти.

Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы.

Создать радостное настроение.

Оборудование: лопаточки (маленькие); совочки; сито; воронки; разнообразные формочки; миниатюрные игрушки (высота 5-7см) изображающих животных, растений, людей, мебели, машинок; различные здания и постройки; бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, пуговицы, соломинки для коктейля, маленькие шарики и т. д.)

Ход: «Принцесса песочного мира» хочет показать вам игрушки для игры с песком. Их можно брать в руки, рассматривать, играть с ними.

Знакомство с правилами игры с песком.

Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы : (воду стараться не выливать); «Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:

Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.

Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот.

«Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.

Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:

В ладошки наши посмотри-

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок –

Ты всем нам подрасти помог!

Наблюдение за песком на прогулке.

Обратить внимание детей на песочницу. Чем отличается сухой песок от мокрого?

Предложить детям пройти по влажному песку. Где остаются более четкие следы? Можно воспользоваться «печатками». Что происходит со следами, если песок сухой?

Игра на песке «Волшебные секреты»

Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.

Развивать зрительные, тактильные ощущения от соприкосновения с сухим и мокрым песком.

Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации.

Ход: приготовить разноцветные камешки, искусственные листья, фантики, кусочки оргстекла. Воспитатель начинает подбирать секретики, зарывая их в песок, отыскивать, комментируя свои действия. «Вот какой красивый, блестящий камушек! Нравится? Положу в эту ямку и зарою. Ой! Где же мой секретик? Помоги мне его найти!»

Экспериментирование

Игра «Письмо на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталона.

Развитие зрительно – моторной координации, воображения.

Ход: для игры потребуется набор табличек с шершавыми буквами, их можно вырезать из бархатной бумаги, плоский поднос с насыпанными на него песком, тонкая палочка. В начале ребенок обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке,, затем повторяет это движение на подносе с песком. Задания можно повторять, встряхивая поднос с песком. Пусть ребенок рисует что хочет.

Публикации по теме:

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой). 3. Вид проекта (продолжительность). 4. Участники проекта. 5. Краткая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 18:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД