Приложение МААМ

Программа кружка «Песочные чудеса» (1 фото)

Елена Подосёнова
Программа кружка «Песочные чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Публикация «Программа кружка „Песочные чудеса“» размещена в разделах

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребёнка определённых умений и знаний. Но часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний и из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребёнком своих чувств – важный показатель понимания им собственного внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются эгоисты, чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создаёт «зону защиты» для ребёнка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаётся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всё, что угодно и быть Мастером своего мира.

Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях детского сада не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки, наглядно-образное мышление, восприятие и память. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Частичный перенос коррекционных занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во - первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во - вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта. В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика. В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной…

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни! Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Для решения данной проблемы и разработана программа кружка «Песочные чудеса». Реализация программы включает в себя 3 этапа:

Подготовительный этап.

Предполагает сбор информации о детях, проведение первичной диагностики, оформление необходимой документации.

Основной этап.

Срок обучения составляет 8 месяцев. Занятия интегрированного характера проводит: педагог-психолог.

Заключительный этап (диагностический). Подведение итогов.

Цель кружковой деятельности: развитие эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

Задачи:

1. Способствовать обеспечению психологического благополучия и здоровья детей;

2. Способствовать снятию мышечной напряжённости, стабилизации эмоционального состояния;

3. Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

4. Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;

5. Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;

6. Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.

Занятия рассчитаны на 5-6 летних детей (старшая группа) в количестве 8-ми учебных часов в месяц, 2-х учебных часов в неделю. В учебный процесс включают самые разнообразные, игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровьесберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, исследовательские и практические.

Оборудование:

1. Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.

2. Центр воды, песка и немного глины.

3. Чистый, просеянный песок.

4. «Коллекция» миниатюрных фигурок и различный природный материал.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.

Ожидаемые результаты:

• Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;

• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.);

• Повышение тактильно-кинетическуой чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;

• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;

• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;

• Повышение самооценки дошкольника;

• Воспитание положительных нравственных качеств личности.

Используемая литература:

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.

Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : Речь, 2006.

Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index.php…

Чудеса из песка на сайте stranagnomov.ru

Программа кружка «Песочные чудеса»
Публикации по теме:

Гимнастика для глаз «Антарктида»Гимнастика для глаз «Антарктида» В своей работе одной из главных задач я считаю укрепление здоровья подрастающего поколения. Ведь только здоровый ребёнок может добиться.

Песочная игротерапия. Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Песочные чудеса»
Опубликовано: 22 октября 2014 в 09:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Песочные чудеса»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Подосёнова (УИ 258024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД