Людмила Рыбакова
«Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!» Литературно-экологический проект
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Рыбакова, И. Минчукова
«ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ СОХРАНИТЬ МЫ ДОЛЖНЫ, ИНАЧЕ, ПРОСТО, НЕ БУДЕТ ЗЕМЛИ!» Литературно-экологический проект
(Публикация в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".-2013.-№7.-с. 44-60)
Эпиграф
Прекрасен Мир! Щедра своей красой Природа!
Нас каждый раз чарует время года:
Зима – морозом, Весна – листком,
А Лето – ягодой, а Осень – колоском!
Публикация «„Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!“ Литературно-экологический проект» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Прозрачны реки, легок ветерок,
На тропке виден след звериный…
И птичий звонкий голосок –
Родной природы яркая картина!
Прости, Природа, тех, кто, может, не нарочно,
А так, по глупости своей, тебя сжигал, ломал, травил…
- Простить?. Мы понимаем…Невозможно! (Л. Рыбакова)
Всё творчество детского писателя, природоведа Георгия Алексеевича Скребицкого – человека увлеченного и подтвердившего всей жизнью и творчеством простую истину: «Природа – наш общий дом. Дом всего человечества. Природа – естественный источник красоты и первый помощник в воспитании ребенка».
Так, на основе творчества русского детского писателя Георгия Алексеевича Скребицкого, появился Проект «Планету Земля сохранить мы должны, иначе просто не будет Земли!», посвященный объявленному «2017 - Год Экологии в России»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
1. Формировать доброжелательное и ответственное отношение к природе у дошкольников.
2. Сопереживание и посильная помощь объектам природы. Воспитание «Души ребенка», его душевной отзывчивости по отношению к природе и друг к другу.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Знакомство воспитанников с жизнью и творчеством детского писателя Г. А Скребицкого.
2. Развивать познавательный интерес к миру природы, гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом.
3. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению и книгам, развивать интеллект, логику мышления. Обогащать словарный запас, умение выразить и обосновать свою мысль, свободно владеть родным языком.
4. Формировать умение видеть, слышать и эмоционально воспринимать красоту окружающего мира, бережно к нему относиться.
5. Воспитание чувства сострадания к слабым и беззащитным, «братьям нашим меньшим».
6. Воспитать чувство любви к природе, что равнозначно чувству любви к Родине. (М. Пришвин).
7. Привить экологическую культуру поведения, элементарные знания, умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе.
8. Развивать творческие способности детей.
Участниками проекта, осуществляемого в течение учебного года, стали педагоги, воспитанники старшей и подготовительной групп, а также их родители.
На предварительном этапе подготовки к реализации проекта (сентябрь) воспитатели с большим пониманием и желанием наметили план работы :
- по самообразованию: больше узнать о жизни писателя, о его творчестве;
- с детьми в группе: создание библиотеки книг писателя, альбомов репродукций картин художников – пейзажистов, подбор пословиц, поговорок о приметах каждого времени года, загадок о явлениях природы и о представителях животного и растительного мира;
- с родителями: консультации, беседы о необходимости приобщения детей к чтению, посещения краеведческих музеев, важности посильной помощи и активного участия родителей в запланированных мероприятиях;
А также была продумана совместная работа педагогов детского сада с районной библиотекой и соседней с нами общеобразовательной школы по теме проекта.
Основной этап работы, охватывающий весь учебный год, можно разделить на несколько блоков, повторяющихся по тематике, но постоянно вариативно усложняющихся по содержанию, что позволяет преподнести материал проекта интересно, развивая и подпитывая детский интерес, углубляя знания, расширяя интеллект ребенка.
1 блок. Литературные произведения писателя: рассказы, сказки, наблюдения
2 блок. Ежедневные наблюдения за живой и неживой природой. Календарь наблюдений (особенности каждого времени года).
3 блок. Музыка, поэзия, живопись (произведения искусства – достояние человечества)
4 блок. Вместе с семьей. Экскурсии в музеи, изготовление поделок, панно, декораций, костюмов к праздникам и театральным досугам (общие интересы, сплочение детей и родителей).
5 блок. Собственная художественная деятельность детей (выставки живописных работ, поделок, участие в спектаклях, инсценировках, досугах)
6 блок. «Братья наши меньшие»- живой объект (кролик, котенок, щенок) – он маленький, ему нужна забота и помощь.
Заключительный этап предусматривает Большой театральный праздник «Планету Земля сохранить мы должны, иначе, просто, не будет Земли!» для родителей воспитанников.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
в рамках реализации Проекта «Планету Земля сохранить мы должны, иначе, просто, не будет Земли!» (на основе произведений Г. А. Скребицкого)
Сентябрь:
Определение цели и задач Проекта. Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Подбор произведений, книг автора для детей. Подбор картин, иллюстраций Е. Чарушина, Ярового, И. Шишкина о жизни леса, его обитателях, явлениях природы. Подбор фонотеки «Природа в музыке».
Октябрь, Ноябрь, Декабрь:
Произведения Г. А Скребицкого:
«Лесное эхо», «Всяк по –своему», «Пушок», «Хитрая птица».
Ежедневные наблюдения в природе. Осенний календарь.
Досуг «Осенняя мелодия». Осень в музыке, слове, живописи. (П. Чайковский, А. Вивальди, А. Пушкин, Фет, Никитин, И. Левитан, И. Шишкин)
«Осенний вернисаж» (детские рисунки)
Экскурсия «Пруд и парк осенью»
Экскурсия в музей Тимирязева
Наблюдение. Живой объект – Кролик
«Осенняя ярмарка» (работы из природного материала).
Досуг «Веселые превращения» (музыкальные, словесные и подвижные игры, посвященные диким и домашним животным)
Осенний праздник «Осень весточку прислала».
Театральная гостиная «Всяк по-своему» (драматизация детей старшей группы для малышей)
Праздник Новогодней елки «Лесной хоровод» (старшая группа, «Лесной концерт» (подготовительная группа)
Январь, Февраль:
Произведения Г. А. Скребицкого:
«Кот Иваныч», «Воришка», «Самый упрямый», «Барсучонок», «Заботливая мамаша».
Ежедневные наблюдения в природе. Зимний Календарь. Кормушки для птиц, подкормка зимующих птиц.
Экскурсия «Пруд и парк зимой»
Вернисаж «Зимняя сказка» (детские рисунки)
Живой объект Кошка
Досуг «Мелодии зимы». Поэзия, музыка, живопись. (А. Пушкин, Н. Некрасов, В. Суриков, П. Чайковский, А. Вивальди, И. Грабарь)
Наш кинотеатр. Мультфильм «Лесные путешественники» (по сказке Г. Скребицкого)
Экскурсия в библиотеку. «Дом любимых книг» (о творчестве писателя Г. Скребицкого)
Театральная гостиная. Драматизация сказки «Хитрая птица» детьми подготовительной группы для детей всех групп.
Март, Апрель, Май:
Произведения Г. А. Скребицкого:
«Сиротка», «Дружба», «Чик Чирыч», «Лесной голосок», «Весенняя песня»,
«Счастливый жучок», «Скрипун – невидимка».
Наблюдения в природе. Календарь Весны.
Экскурсия «Весна в парке, на пруду»
Экскурсия в Государственный Дарвиновский музей
Досуг «Весенние голоса». Весна в поэзии, музыке, живописи. (П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С. Прокофьев, А. Вивальди, И. Штраус, В. Саврасов, И. Левитан, И. Грабарь, А. Барто)
Конкурс «Сказочная птица» (поделки в разной технике)
Праздник «День птиц. Встреча Весны»
Мастерим скворечник с папой
Досуг «Природу будем мы беречь»
Весенний вернисаж (детские рисунки)-
Альбом «Времена года» (по рисункам детей за год)
«Мои любимые герои сказок и рассказов
Г. А. Скребицкого» (рисунки детей)- составить альбом.
Наш кинотеатр. Мультфильм «В лесной чаще» (по сказке Г. А. Скребицкого).
День Театра в детском саду. Мини- спектакли по сказкам и рассказам Г. А. Скребицкого – силами детей разновозрастных групп.
Спасибо всем за участие в обсуждении представленного проекта.