Наталья Вяткина
«Пластилинография» (дополнительное образование детей 5–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилинография - нетрадиционная техника изобразительного искусства изображения полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Пластилинография является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в том числе коррекционных. Программа разработана и реализуется в группе для детей, имеющих речевые нарушения. У детей с ОНР (общее недоразвитие речи) нарушены двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика. Детей с ОНР отличает от других общая неловкость, недостаточная координация движений, задерживается развитие готовности руки к письму, также характерны – неустойчивость внимания, неорганизованность, слабая переключаемость с одного вида деятельности на другой. А использование нетрадиционной техники пластилинографии позволяет всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение. Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир и осознавать себя и своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности. Необычная для ребёнка нетрадиционная техника способствует развитию логики, пространственного мышления, памяти, также концентрации внимания и формированию самодисциплины. Пластилинография повышает заинтересованность в конечном результате. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.
Публикация «„Пластилинография“ (дополнительное образование детей 5–7 лет)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Цель программы:
развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с ОНР средствами нетрадиционной техники – пластилинографии.
Место педагога в деятельности по обучению детей нетрадиционной техникой, меняется по мере развития овладения детьми навыками лепки. Информационный материал, небольшой по объёму, интересный по содержанию, даётся как перед лепкой, так и во время работы.
Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Программа художественно-эстетической направленности разработана на основе методических пособий следующих авторов: Давыдовой Г. Н., Лыковой И. А., и др. В отличие от уже имеющихся разработок программа составлена по календарно-тематическому принципу планирования на основе лексической темы, что соответствует основному принципу организации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.
1-ый год обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с нетрадиционной техникой – пластилинографией. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях пластилинографией, правила использования возможности бросового материала, для придания объекту завершенности и выразительности. Изучение свойств, терминов, приёмов работы пластилином. Знакомство с этапами выполнения работы.
2. Яблоки поспели. Лексическая тема «Фрукты».
Рассматривание иллюстраций фруктов. Д/и «Угадай по вкусу». Знакомство с контурным изображением фруктов. Итоговая работа: «Консервированные фрукты».
3. Гриб-мухомор. Лексическая тема «Грибы».
Рассматривание иллюстраций грибов. Д/и «Съедобный - несъедобный». Знакомство с возможностями пластилина : им можно не только лепить, но и рисовать. Итоговая работа: «Грибы в лукошке».
4. Букет из осенних листьев. Лексическая тема «Осень золотая».
Д/и «С какого дерева листок».
Рассматривание осенних иллюстраций. Знакомство с натюрмортом. Оформление композиции из разных объектов, объединенных единым содержанием. Итоговая работа: «Подарки осени».
5. Разные коты. Лексическая тема «Домашние животные».
Д/и «Назови детёныша».
Беседа о домашних животных. Рассматривание иллюстраций с изображением разных пород кошек. Знакомство с анималистическим жанром посредством пластилинографии. Итоговая работа: «Три котёнка – черный, серый и белый» (по серии рассказов Е. Чарушина).
6. Ёжик. Лексическая тема «Дикие животные». Д/и «У кого кто».
Рассматривание иллюстраций о диких животных. Знакомство с созданием полуобъёмных фигур. Правила работы с бросовым материалом.
Итоговая работа: «Ёжик, ёжик – чудачок».
7. Снежинка. Лексическая тема «Зима». Д/и «Когда это бывает». Рассматривание зимних иллюстраций. Знакомство с техникой экспериментирования с цветом. Закрепление приёмов лепки.
Итоговая работа: «Снегопад».
8. Снегурочка. Лексическая тема «Новый год». Д/и «Назови время года». Рассматривание новогодних иллюстраций. Создание знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закрепление приёмов лепки (раскатывания, сплющивания т. д.). Итоговая работа: «Здравствуй, Новый год». Р
9. Снегири. Лексическая тема «Зимующие птицы».
Д/и «Угадай птицу по описанию». Наблюдение за поведением птиц на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Закрепить приёмы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки. Итоговая работа: «Живые яблочки на веточках».
10. Жираф. Лексическая тема «Животные жарких стран».
Д/и «Кто где живёт». Рассматривание иллюстраций с изображением животных жарких стран. Дидактическая игра «Лото – дикие животные». Изображение предмета, составляя его из отдельных деталей. Итоговая работа: «Кто я?» (по стихотворению В. Лунина).
11. Золотая рыбка. Лексическая тема «Рыбы». Д/и «Кого не стало».
Рассматривание иллюстраций по произведению А. Пушкина. Закрепление навыков работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъёме, включая бросовый материал.
Итоговая работа: «Как приятно в море плавать».
12. Подарок для папы. Лексическая тема «День защитников Отечества».
Д/и «Назови военную технику». Тематическая выставка «Наши папы». Рассматривание иллюстраций с изображением военной техники. Закрепить приём разглаживания поверхности в создаваемых объектах. Итоговая работа: «Праздник наших пап».
13. Цветы для мамы. Лексическая тема «Мамин день».
Д/и «Кому что нужно». Рассматривание иллюстраций с изображением профессий наших мам. Тематическая выставка «Наши милые мамочки». Знакомство с лепной картиной. Итоговая работа: «8 Марта – праздник наших мам».
14. Одуванчики. Лексическая тема «Весна пришла». Д/и «Кода это бывает».
Рассматривание цветных иллюстраций «Пришла весна». Чтение произведения М. Пришвина «Золотой луг». Закрепить приёмы рисования «пластилином». Итоговая работа: «Одуванчики – цветы, словно солнышки желты».
15. Чайная пара. Лексическая тема «Посуда». Д/и «Что из чего сделано».
Рассматривание предметов посуды. Закрепить представления о натюрморте. Итоговая работа: «Натюрморт из чайной посуды».
16. Красивые кораблики. Лексическая тема «Транспорт». Д/и «Наземный, водный, воздушный». Рассматривание различных видов транспорта (иллюстрации). Создавать изображение в полуобъеме, из отдельных частей. Итоговая работа: «Машины нашего города».
17. Божьи коровки. Лексическая тема «Насекомые». Д/и «Узнай насекомое». Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Закрепить основные приёмы лепки (раскатывания, сплющивания т. д.). Итоговая работа: «Божьи коровки на ромашках».
18. Оформление выставки.
Оформление альбома детских работ за период обучения.
2–ой год обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство с нетрадиционной техникой лепки – пластилинографией. Правила работы с пластилином. Беседа по охране труда. Знакомство с этапами работы.
2. Матрёшка. Лексическая тема «Наши игры и игрушки». Д/и «Назови какая игрушка». Рассматривание игрушек. Знакомство с народной игрушкой. Закрепить умение работать по этапам. Итоговая работа: «Русская игрушка- матрёшка».
3. Огородное чудо. Лексическая тема «Овощи». Д/и «Подбери по форме». Рассматривание овощей. Создание лепной картины с выпуклым изображением. Итоговая работа: «Консервированные овощи».
4. Берёзка. Лексическая тема «Деревья Урала». Д/и «Раз, два, три – к дереву беги». Экскурсия в «уголок» леса. Знакомство с пейзажем. Создавать образ из отдельных деталей, используя приёмы лепки. Итоговая работа: «Золотая осень».
5. Петушок с семьей. Лексическая тема «Домашние птицы». Д/и «Кто с кем» Рассматривание иллюстраций домашних птиц и их птенцов. Выразительность образа через точную передачу формы, цвета, дополняя мелкими деталями. Итоговая работа: «Птичий двор».
6. Весёлые лица. Лексическая тема «Человек». Д/и «Сложи целое».
Рассматривание семейных фотоальбомов. Знакомство с жанром – портрет. Итоговая работа: «Моё фото».
7. Снеговик. Лексическая тема «Зима. Зимние забавы». Д/и «Когда это бывает». Рассматривание цветных иллюстраций «Пришла зима». Создавать образ из отдельных деталей, используя бросовый материал.
Итоговая работа: «Весёлая семейка снеговиков».
8. Дед Мороз. Лексическая тема «Новый год». Д/и «Сложи картинку».
Рассматривание иллюстраций «Здравствуй, Новый год». Реализация выразительного образа, дополняя элементами бросового материалами. Итоговая работа: «Новый год».
9. Пингвины на льдине. Лексическая тема «Животные Севера».
Д/и «Кто где живёт?». Просмотр видеофильма «Животные Севера». Передача характерного строения птицы, соблюдая относительную величину частей. Итоговая работа: «Жители Антарктиды».
10. Слон. Лексическая тема «Животный мир жарких стран». Д/и «Кто с кем» Просмотр видеофильма «Эта загадочная Африка». Создавать полуобъемный выразительный образ африканского животного, используя основные приёмы лепки. Итоговая работа: «Семейство слонов».
11. Рыбки в аквариуме. Лексическая тема «Рыбы». Д/и «Назови ласково». Рассматривание иллюстраций «Жители водоёмов». Создание выразительного образа в полуобъёме, используя технику рисования пластилином. Итоговая работа: «Красивые рыбки».
12. Теремок. Лексическая тема «Дом, в котором ты живёшь».
Д/и «Сложи картинку». Просмотр видеофильма «Русская изба». Знакомство с архитектурой. Закрепить основные приёмы лепки, дополняя поделку декоративными элементами. Итоговая работа: «Терем – теремок».
13. Милой мамочки портрет. Лексическая тема «8 Марта». Д/и «Назови ласково». Беседа о мамах, их профессиях. Создавать лепную картину, сохраняя объём предметов. Итоговая работа: «Подарок для мамочки».
14. Подснежники. Лексическая тема «Весна пришла».
Д/и «Когда это бывает». Рассматривание иллюстраций «Пришла весна». Создание образа посредством передачи объёма и цвета.
Итоговая работа: «Первые весенние цветы».
15. Грачи прилетели. Лексическая тема «Перелётные птицы весной».
Д/и «Загадки о птицах». Беседа о перелётных птицах. Создание заданного образа на дополнительном объекте (дереве, используя основные приёмы лепки. Итоговая работа: «Грачи прилетели» (по картине Н. Саврасова).
16. Красивые бабочки. Лексическая тема «Насекомые».
Д/и «Узнай насекомое». Рассматривание иллюстраций с насекомыми. Закрепить навык рисования пластилином, смешивая цвета.
Итоговая работа: «Бабочки порхают».
17. Кактус в горшочке. Лексическая тема «Комнатные цветы».
Д/и «Садовые, полевые, комнатные». Создание выразительного образа с использованием бросового материала.
Итоговая работа: «Красивые цветы».
18. Итоговое занятие. Оформление альбома детских работ за период обучения.