«Почему корабли не тонут?»

Яна Веникова
«Почему корабли не тонут?»

Тема исследовательской работы: «Почему корабли не тонут

Научный руководитель: Веникова Яна Александровна,     воспитатель.

Однажды дома я играла с водой, бросая в неё различные предметы. Каково же было моё удивление, когда я увидела, что одни из них тонут, а другие плавают на поверхности! «Почему же так происходит- подумала я  и побежала с этим вопросом к родителям. Они объяснили мне, что есть тела и вещества легче воды, а есть тяжелее воды, поэтому одни тонут, другие нет. «Понятно!» - ответила я и отправилась спать.   

  Утром по дороге в детский сад я всё думала о своём маленьком открытии: «Не может же быть всё так просто!» Я решила рассказать об этом воспитательнице и провести своё исследование, чтобы получить ответ на вопрос «От чего же зависит плавучесть предметов?»

Цель исследовательской работы: проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.

Задачи: 1. Собрать и проанализировать информацию о плавучести тел.

               2. Провести опыты, объясняющие, почему одни предметы тонут, а другие нет.

               3. Узнать у взрослых, почему не тонут огромные железные корабли?

Гипотезы:  1. Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую   форму, то он не утонет в воде.

                     2. Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них      есть воздух.

Методы исследования:

• Беседы с взрослыми;

• Изучение познавательной литературы;

• Работа с компьютером;

• Наблюдения;

• Исследование;

• Проведение опытов, экспериментов.

  Итак, можно начинать исследование.

  Яна Александровна  рассказала мне о том, что все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул.   

Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – дружат и крепко держатся за ручки, - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну.

  

А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды.

   Проверим это утверждение на опыте 1: «Тонет, не тонет»

    Предмет    Материал Тонет Не тонет

  

    Металл

     +         

        -

    Пробка

      -

        +

  

    Стекло

      +

         -

   Вывод: Плотность  деревянных тел меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.

Давайте проведём ещё один опыт 2: «Не тонет, как ни старайся»

   Нам понадобятся тазик и воздушный шар: набираем в таз воды, а шарик надуваем.

  Теперь стараемся утопить воздушный шар в тазике с водой. Ещё раз, ещё и ещё.

  Ничего не выходит. Наверное, опять всё дело в плотности. «А что же за сила выталкивает шарик на поверхность?»- спросила я у воспитательницы. И она мне всё очень хорошо объяснила.

Оказывается, когда- то давно древнегреческий учёный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, который известен сейчас как Закон Архимеда. Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала  шарик на поверхность.

Итак, мы уже убедились в том, что предметы из разных материалов ведут себя в воде по – разному. Но это ещё не всё. У воды есть ещё один секрет: на её поверхности может плавать и  «тонущий» материал, главное - придать ему нужную форму.

  Пришло время проверить правильность моей гипотезы о том, что пластилин не утонет в воде, если придать ему определённую форму.

  Опыт 3: «Почему он не тонет, или всё зависит от формы?»

   Нам понадобятся кусок пластилина и тазик с водой.

1)   опускаем пластилин в воду – он естественно тонет;

2) теперь попробуем слепить из этого куска плошку и опустим её на воду.

   Ура! Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!

    Гипотеза подтвердилась!

  То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны.

  Из своих наблюдений мы знаем, что металл тонет, а если построить из него огромный корабль, то он спокойно будет плавать по воде. Стальной корабль не тонет, потому что  он вытесняет много воды. А мы знаем, чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его. Ай да Архимед!

Заключение.

1. Я нашла ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут»

2. Гипотезы мои подтвердились.

3. Я узнала много нового про свойства воды, про закон Архимеда, про молекулы.

4. Конечно, есть еще много того, что я не понимаю, например, физические понятия, законы, формулы, но, думаю, в школе  я смогу разобраться в этом вопросе подробнее.

А сейчас, я обязательно расскажу своим друзьям и знакомым о своих открытиях.

Список литературы:

1. Ушаков С. З. Плавание тел / С. З. Ушаков: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1961. – С. 279-288.

2. Перля З. Н. Корабли / З. Н. Перля: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1960. – С. 443-459.

3. Сахарнов С. В. Плывут по морям корабли / С. В. Сахарнов, К. Д. Арон // «Едем, плаваем, летаем». – Москва: «Детская литература», 1993. – С. 7-36.

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.   Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –С. 68-70.

      5. Использование Интернет-ресурса:

    www.elfik.by.yandex.ru

    www.1september.ru/2006/02/07.htm

Публикации по теме:

«Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?» Задачи: дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства;  познакомить с понятием «таяние»; уточнить представления.

Чудо-овощ.Чудо-овощ. Вот такой чудо-овощ "поселился" в нашем уголке природы. Нам его подарили. Когда я впервые его увидела, то подумала, что это поделка.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Почему корабли не тонут?»
Опубликовано: 8 февраля 2012 в 20:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...
Конспект музыкального занятия «Птицы улетают в теплые края» в средней группе
Конспект музыкального занятия « Птицы улетают в теплые края» Для детей средней группы Цель. Развитие песенного, танцевально-игрового творчества детей....
Картотека потешек для мытья рук, для детей дошкольного возраста
15 октября. Всемирный день мытья рук Уважаемые коллеги вашему вниманию предлагаю картотеку потешек, чтобы умываться, малышам, было веселей и интересней!...