Любовь Ильинична Медведева
«Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации
к условиям школьной жизни является одной из важных задач не только педагогов и психологов, но и конечно родителей. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью.
Публикация «„Подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению“» размещена в разделах
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции»- положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками,особое положение в обществе. Как правило,дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать что привлекает ребенка к школе. Дети радуются, что им купят новую красивую форму,пенал и т. п. Внешние аксессуары к школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажется заманчивыми к старшему дошкольнику. Но оказывается это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью -учением. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника,то даже при наличии у него необходимого запаса умения и навыков,уровня интеллектуального развития ему будет очень трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе,как говорится, по- детски, учатся очень неровно. Их успехи на лицо,если занятия у них вызывают непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнить задание из чувства долга, то такой первоклассник делает его небрежно и ему трудно достичь нужного результата.
Еще хуже если дети не хотят идти в школу,они боятся, что их там будут ругать и ставить двойки. .Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно,особенно по отношению к робким и неуверенным в себе детям.
Самое главное для родителей- сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книги. Родители должны способствовать и формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем, ведь дети оказываются среди не знакомых им люд ей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, чувство товарищества — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятной обстановки для его дальнейшего развития.
Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия — ребенок способен поставить цель, принять решение,исполнить и реализовать свой план действия, оценить результат. Правда, выделяемой цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознаны.
Важно, чтобы к школе ребенок к школе был умственно развит. У него должен быть сформирован словарный запас, конкретные знания и умения.
Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. Другая важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает. Немаловажную роль в успешной адаптации ребенка к школе играет посещение им дошкольного образовательного учреждения, где ребенок имеет непосредственно контакт со сверстниками и со взрослыми (в том числе воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и конечно психологом).
Успех в решении такой сложной и важной задачи,как успешная учеба ребенка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но между дошкольным учреждением, школой и семьей. Обучать и воспитывать ребенка надо совместно.
Процесс адаптации связан с резким изменением социальной ситуации развития,со способностью индивида принимать новые цели жизнедеятельности. Принося в новый коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы.
Протекание адаптационного периода и успешность обучения ребенка в школе в высокой степени связано с уровнем его готовности к школе. Многие дети приходят в первый класс не приготовленными к обучению. Причиной данного явления имеют разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к школе, приводит к множественным проблемам, как в учебной деятельности, так и личностном развитии ребенка. Для таких детей характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, плохая усвояемость учебной программы, трудности в установлении контактов с учителями и сверстниками.
Таким образом, родителям очень важно обратить внимание на готовность своего ребенка к школе — на уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе. \\ Детство. 1999.№1
2Бабаева Т. И. У школьного порога М. ,1993.
2 .Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. ,2008
3 .Каменская В. Г. ,Зверева С. В. К школьной жизни готов.! Спб. ,2009
4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. :Педагогика, 1991
5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории,факты, проблемы. М. :Тривола,1998
6. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения ребенка до семи лет. : Учебник для педагогических училищ и вузов. - М. : Школа — пресс, 1997.
7. Смирнова Е. О. ,Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте \\ Вопр. Психол. 1996.№3.
Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации
к условиям школьной жизни является одной из важных задач не только педагогов и психологов, но и конечно родителей. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью.
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции»- положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками,особое положение в обществе. Как правило,дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать что привлекает ребенка к школе. Дети радуются, что им купят новую красивую форму,пенал и т. п. Внешние аксессуары к школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажется заманчивыми к старшему дошкольнику. Но оказывается это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью -учением. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника,то даже при наличии у него необходимого запаса умения и навыков,уровня интеллектуального развития ему будет очень трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе,как говорится, по- детски, учатся очень неровно. Их успехи на лицо,если занятия у них вызывают непосредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнить задание из чувства долга, то такой первоклассник делает его небрежно и ему трудно достичь нужного результата.
Еще хуже если дети не хотят идти в школу,они боятся, что их там будут ругать и ставить двойки. .Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно,особенно по отношению к робким и неуверенным в себе детям.
Самое главное для родителей- сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книги. Родители должны способствовать и формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем, ведь дети оказываются среди не знакомых им люд ей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, чувство товарищества — качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятной обстановки для его дальнейшего развития.
Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия — ребенок способен поставить цель, принять решение,исполнить и реализовать свой план действия, оценить результат. Правда, выделяемой цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознаны.
Важно, чтобы к школе ребенок к школе был умственно развит. У него должен быть сформирован словарный запас, конкретные знания и умения.
Единство требований семьи и школы — очень важный принцип воспитания. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным. Другая важнейшая функция семьи — воспитание у ребенка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям. Ребенок должен привыкнуть к тому, что порученное ему дело никто за него не сделает. Немаловажную роль в успешной адаптации ребенка к школе играет посещение им дошкольного образовательного учреждения, где ребенок имеет непосредственно контакт со сверстниками и со взрослыми (в том числе воспитателями, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем и конечно психологом).
Успех в решении такой сложной и важной задачи,как успешная учеба ребенка в начальной школе, во многом зависит от правильно организованной преемственности не только между детским садом и школой, но между дошкольным учреждением, школой и семьей. Обучать и воспитывать ребенка надо совместно.
Процесс адаптации связан с резким изменением социальной ситуации развития,со способностью индивида принимать новые цели жизнедеятельности. Принося в новый коллектив все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы.
Протекание адаптационного периода и успешность обучения ребенка в школе в высокой степени связано с уровнем его готовности к школе. Многие дети приходят в первый класс не приготовленными к обучению. Причиной данного явления имеют разные корни, но все это негативно сказывается на процессе адаптации к школе, приводит к множественным проблемам, как в учебной деятельности, так и личностном развитии ребенка. Для таких детей характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, плохая усвояемость учебной программы, трудности в установлении контактов с учителями и сверстниками.
Таким образом, родителям очень важно обратить внимание на готовность своего ребенка к школе — на уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Бабаева Т. И. Творческое сотрудничество детского сада и семьи как фактор воспитания готовности дошкольников к обучению в школе. \\ Детство. 1999.№1
2Бабаева Т. И. У школьного порога М. ,1993.
2 .Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. ,2008
3 .Каменская В. Г. ,Зверева С. В. К школьной жизни готов.! Спб. ,2009
4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. :Педагогика, 1991
5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории,факты, проблемы. М. :Тривола,1998
6. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения ребенка до семи лет. : Учебник для педагогических училищ и вузов. - М. : Школа — пресс, 1997.
7. Смирнова Е. О. ,Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте \\ Вопр. Психол. 1996.№3.