Яна Никитина
«Послание из прошлого» (цветной граттаж). Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Послание из прошлого» (цветной граттаж).
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной к школе группе
Никитина Яна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»
города Чебоксары Чувашской Республики
.
Публикация «„Послание из прошлого“ (цветной граттаж), Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Подготовила : воспитатель Никитина Яна Борисовна,
Чебоксары, 2016г.
Разработка непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития
Цель:
• Развивать у детей интерес к историческим событиям. Расширить знания детей об искусстве рисования древних людей, возникновении письменности.
• Закрепить знания детей о нетрадиционной изобразительной технике рисования – граттаж.
• Совершенствовать технику работы с деревянной палочкой и тонированной поверхностью, аккуратно процарапывать поверхность листа, удалять лишний воск с рисунка;
• Развивать способность к композиции;
• Развивать самостоятельность
Тип: Совершенствование знаний, умений и навыков.
Вид: продуктивная деятельность с поисково-творческими элементами.
Программное содержание:
Изобразительные задачи:
Учить детей создавать композицию в технике цветной граттаж.
Технические задачи:
Продолжать учить детей использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.
Развивающие задачи:
Развивать творческие способности детей на базе сформированных навыков графического изображения.
Стимулировать самостоятельность при выборе изобразительных материалов в своей работе, поощрять творческий подход.
Коррекционные задачи:
Развивать мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию, умение работать за мольбертом.
Формировать коммуникативные навыки;
Формировать положительные эмоции.
Стимулировать речевую активность.
Корректировать проявления психической неустойчивости.
Воспитательные задачи:
Воспитывать эмоционально – положительного отношения к искусству.
Словарная работа:
Активизировать словарный запас Насти М. – мольберт, воск, палочка; Миши С. – картон, граттаж, цветной фон.
Индивидуальная работа:
Обратить внимание Коли Д. на разнообразие и вариативность сюжетов для изображения.
Напомнить Насте С. способ процарапывания.
Демонстрационный материал:
Готовые детские работы в технике граттаж, закрепленные на мольбертах.
Видеофильм «Древнее искусство»
Ноутбук.
Раздаточный материал:
грунтованные листы, укрепленные на мольбертах;
заостренные палочки, влажные полотенца;
Предварительная работа:
• Просмотр видеофильма (по частям, беседа).
• Рисование в технике граттаж (цикл занятий) .
• Знакомство с пиктограммами, зарисовка.
• Чтение сказки Д. Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»;
рассказ Н. Носова «Три охотника»; книги А. Кондратьева «Книга о букве»,
С. И. Смирнова «Шрифт и шрифтовой плакат»
Методы и приемы обучения по ходу НОД:
Деление на подгруппы.
Демонстрация схемы.
Проблемная ситуация – распознать, что обозначают рисунки на схеме.
Вопросы к детям: «где ещё в обычной жизни встречаются рисунки, несущие информацию, необходимую человеку.
Просмотр видеофильма (по частям, беседа).
Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар».
Индивидуальная помощь педагога.
Инструкция, напоминания по поводу использования палочки и последовательности работы.
Совместный анализ детских работ.
Поощрения педагога: Ребята, вы - настоящие художники.
Все работы получились яркие, интересные и очень познавательные.
Подведение итога «путешествия» : что больше всего понравилось, почему?
Ход занятия:
Дети входят в изостудию, здороваются.
Сегодня у нас необычная встреча. По моему рисунку попробуйте сами узнать, чем мы будем заниматься.
(Воспитатель демонстрирует рисунок графических символов, способов передвижения - на автобусе, пешком, на воздушном шаре.)
Попробуйте его прочитать.
(Ответы детей)
Рисунки используются не только для красоты, но и для пользы. Ребята, как вы думаете, где ещё в обычной жизни встречаются рисунки, несущие информацию, необходимую человеку (указатели, дорожные знаки, вывески).
Передавать информацию при помощи рисунков умели еще древние люди. Сегодня я приглашаю вас в путешествие. На машине времени мы с вами отправимся в далекое прошлое, занимайте места на времяходе. Подключаем видеоэкран.
(Демонстрация видеофильма – отрывок).
Высеченные настенные рисунки сохранились до наших дней и помогли узнать, как жили люди в прошлом, чем они занимались.
Продолжаем наше путешествие. Как мы будем передвигаться дальше?, (показ схемы).
Ответы детей (пешком)
Игра «Выполни упражнение по карточке».
Цель: развитие внимания, двигательной координации.
Ход игры: воспитатель демонстрирует карточки-схемы с изображением видов движений. Дети повторяют его.
Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
И перед нами замечательная выставка работ. Рисунки эти необычны.
- Кто может вспомнить, как называется эта нетрадиционная техника? (граттаж)
- Что обозначает это сложное слово, (переводится как «выцарапывать»)
- Вспомните средства выразительности граттажа? (контраст, линия, штрих) .
- скажите,к какому виду изобразительного искусства относится граттаж? (к графике)
Верно. Именно графика больше всего из всех видов искусства приближена к письму, рисунку, знаку. Поэтому ваши рисунки из нанесенных на лист линий, точек, штрихов напоминают рисунки древних людей.
Ну что ж, отлично, а теперь посмотрите на последний рисунок на нашей схеме. Осталось одно изображение (воздушный шар).
Как вы думаете, как может помочь нам этот воздушный шарик?
(версии детей).
Очень интересные у вас идеи.
Мы смогли заглянуть в прошлое на времяходе, прямо сейчас мы находимся в настоящем., но вот реально очутиться в будущем мы пока не можем. Что же делать? Как мы можем рассказать о нас людям будущего? (ответы детей) .
Верно. Мы нарисуем письмо-рисунок для сверстников из будущего, которые будут ходить в детский сад после нас. Присаживайтесь на места. Закрывайте глаза.
Воздушный шар полетел по волнам вашего воображения. Фантазируйте:
кто-то из вас захочет будет в своем рисунке-послании рассказывать о лучшем друге или подружке, и нарисует его портрет,
кто-то расскажет о своем любимом домашнем питомце,
кто-то из вас расскажет о нашем замечательном городе и нарисует свою любимую улицу,
кто-то захочет рассказать о красоте родного края;
кому-то из вас с помощью рисунка захочется рассказать о том, как вы играли.
Теперь вы знаете, что вы нарисуете. Открывайте глаза.
Работа палочкой на мольберте требует больших усилий. Приготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар».
Проходите за мольберты. Спинки ровно, ножки рядом. Приступайте.
Детям предлагается рассказать о содержании рисунка.
Я хотел рассказать о…
Вот и закончилось наше путешествие. Вы уйдете в школу, а те малыши, которые будут ходить в наш садик, смогут узнать о вас из ваших писем-рисунков.
Используемые ресурсы:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» - Москва, 2008 г., под редакцией М. А. Васильевой.
«Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, 2004 г., под редакцией С. Г. Шевченко.
«Программа воспитания ребенка - дошкольника» - Чебоксары, 1995., под редакцией О. В. Драгуновой.
Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» -М. : Педагогика, 1983 г.
Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» -М. : Педагогика, 1990 г.
Сакулина Н. П. «Рисование в дошкольном детстве»-М. : Просвещение, 1965 г.