Максимова Маргарита
Поэтапное рисование человека по всем возрастам
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к человеку как объекту наблюдения проявляется у детей очень рано. Уже в дошкольном возрасте человек является, чуть ли не основным лицом изобразительного сюжета.
Рисуя человека, дети узнают его пропорции, части лица, тела, учатся изображать разные движения. Наконец, умение рисовать человека, способствует обогащению занятий по сюжетному рисованию, а оно, в свою очередь, оказывает влияние на развитие творческого воображения ребёнка.
Публикация «Поэтапное рисование человека по всем возрастам» размещена в разделах
Все мы знаем, что образ человека занимает большое место в детском рисунке. Вместе с тем изображение его для ребёнка дошкольного возраста представляет значительные трудности. Научиться рисовать самостоятельно ребёнку трудно, поэтому задача воспитателя – помочь ему в освоении приемов изображений человека.
Сегодня мы предлагаем вам послушать методику обучения дошкольников рисованию человека, за основу, которой мы взяли исследования Л. В. Кабановой.
Изображение человека доступно детям уже в три года. В этом возрасте решаются следующие задачи: Слайд
- Воспитывать сенсорную культуру, умение видеть и называть части лица (глаза, нос, рот, и тела (голова, туловище, руки).
- Учить изображать предметы округлой формы (неваляшка, снеговик).
Учить аккуратно, пользоваться красками, промывать кисть в воде. При закрашивании вести кисть в одном направлении, не выходя за линию контура.
- Развивать эстетическое восприятие, интерес и желание рисовать человека.
Детям 3-4 лет интересен процесс рисования, а не результат. Целесообразно рисовать человека в этом возрасте гуашевыми красками, так как, не прилагая больших усилий, они быстро достигают результата. Воспитателю необходимо познакомить детей с обобщённым способом изображения фигуры человека.
В основе рисования человека лежит неваляшка. Поэтому нужно познакомить детей с изображением круглой формы. Существует 3 способа рисования круглых форм. Слайд рис. 5 а, б, в.
1 способ – метод от пятна. Поставить кисть вертикально на лист бумаги (чтобы палочка смотрела в потолок) и увеличить пятно до нужных размеров, «накручивая по спирали».
2 способ – рисуется контур (окружность) и закрашивается в одном направлении: слева направо, сверху вниз или по косой.
3 способ – от края к центру по спирали (кисть вертикальна).
На первом занятии воспитатель учит детей изображать неваляшку одним ярким цветом. Лицо можно не рисовать. Дети усваивают, что фигура человека состоит из частей : голова, туловище, руки, различают и называют их.
Сначала рисуем голову одним из указанных способов. Затем, отступив на некоторое расстояние вниз, рисуем туловище, которое значительно больше головы. Руки рисуем в форме кругов.
Цель второго занятия: закрепление полученных ранее умений. Чтобы поддержать интерес к теме, можно предложить нарисовать лицо, используя два способа: слайд рис 6 б
1. Воспитатель предлагает нарисовать неваляшку, такую же, как на первом занятии, а затем на голову наносится круг розового цвета.
2. слайд рис 6 а. Сначала рисуем лицо бледно-розового цвета круглой формы. Затем кистью плашмя проводим широкую линию вокруг лица – получается шапочка.
Первый способ проще, поэтому его предлагаем детям, которым неваляшка не удалась на предыдущем занятии.
Особенностью третьего занятия является то, что дети рисуют танцующую неваляшку, передавая её движения её движения: с поднятыми руками слайд рис 7 а. (руки немного выше головы, не заходят на неё, и с опущенными руками слайд рис 7 б. (длина рук до середины туловища или немного ниже). Обе руки рисуем одной плавной дугообразной линией кистью плашмя.
На четвёртом занятии слайд дети украшают платье неваляшки кругами, точками, полосками.
Снеговик слайд рис 8 состоит из трёх кругов («комков», разных по величине. Внизу – самый большой, затем – поменьше, самый маленький наверху (голова). Последовательность рисования снеговика может быть различной: с головы, (как принято рисовать человека) или с основания (как лепят дети). На последнем этапе прорисовываются мелкие детали (глаза точки, нос – морковка, рот, волосы, ведро, руки - веточки, может быть метла, пуговки). Фон обязательно даётся цветной, снеговика рисуем белой краской.
Таким образом, последовательное усложнение занятий уже во второй младшей группе позволит перейти к рисованию куклы в длинном платье, которую начинаем рисовать с головы. Слайд рис. 9 а
Розовым цветом рисуем круг. От него ярким цветом двумя линиями, расходящимися книзу, намечается платье, которое закрашивается кистью плашмя сверху вниз. Низ платья оформляется плавной линией кистью плашмя. Немного отступив от головы, пририсовываются рукава, (фонарики – два кружка) того же цвета, что и платье. От рукавов кистью плашмя розовым цветом рисуем руки (длина до середины платья). Платье можно украсить полосками, точками, кружочками и т. д. Затем дети прорисовывают черты лица и волосы.
Более сложным является образ матрёшки. Голова и сарафан рисуется так же, как и у куклы в длинном платье.
УСЛОЖНЕНИЕ: Слайд рис. 9 б. на голове у матрёшки платок, который может быть треугольной, либо квадратной формы. Треугольник или квадрат обрисовывается вокруг лица. У матрёшки длинные рукава в форме овалов, которые рисуем дугами, кисти рук примакиваниями розового цвета. В конце дети так же прорисовывают черты лица (глаза, брови, нос, рот) и волосы.
Дети четырёх лет отличаются более высокими возможностями в восприятии и рисовании фигур человека, поэтому можно поставить следующие задачи: Слайд
- Учить передавать выразительно образ человека (матрёшки, Снегурочки, Деда Мороза и др.).
- Учить детей рисовать человека в одежде, опираясь на изображение простых геометрических фигур: овал, круг, треугольник.
- Учить использовать контрастные сочетания ярких цветов для создания элементарного, но выразительного образа.
- Учить рисовать крупно в центре листа.
- Учить проводить широкие линии всей кистью (руки, ноги). Закрашивать треугольные, овальные формы без просветов, не заходя за контур.
- Называть части тела, элементы одежды, черты лица.
На первом занятии предлагаем детям нарисовать «Девочку в длинной шубке».
Слайд рис. 10. Начинаем с головы. Используем приёмы, аналогичные рисованию неваляшки (способом от пятна). Прорисовываем шею одной вертикальной короткой линией кистью плашмя. Голова и шея выполняются краской розового цвета. Затем рисуем длинную треугольную шубку: от шеи вниз проводим наклонную линию кистью плашмя. С другой стороны симметрично – другую. Расстояние между ними закрашиваем без просветов сверху вниз. Нижнюю часть соединяем плавной дугообразной или прямой линией. Получилась шубка.
Теперь рисуем руки: кистью плашмя от начала шубки проводим две прямые линии. Длина рук чуть ниже середины шубы. На последнем этапе рисуем шапочку, как у неваляшки, воротничок – кистью плашмя, ступни – примакиваниями. Прорисовываются детали : опушка, манжеты.
Рисование Деда Мороза и Снегурочки можно приурочить к новогоднему празднику. У Деда Мороза прорисовывается борода и волосы методом тычка. Снегурочку изображаем, так же как и девочку в длинной шубке.
Более сложным является изображение танцующей матрёшки. Слайд рис. 13. Чтобы было понятно, что матрёшка танцует, можно изменить положение рук. Руки рисуем либо овалом двумя соединяющимися дугами, либо кистью плашмя. Если рука поднята вверх, она чуть выше головы. Руки могут быть подняты вверх, одна рука вверх – другая на поясе, обе руки на поясе.
Знания и навыки, приобретённые на предыдущих занятиях, нужны детям для рисования девочки в коротком платье. Сначала предлагаем девочку в платье с длинным рукавом. Слайд рис. 14. После того, как нарисованы голова и шея, изображаем короткое платье широкой треугольной формы. Ноги – в виде длинного вытянутого треугольника.
Чтобы нарисовать его, необходимо от середины подола вниз провести прямую розовую линию, равную длине платья.
С одной и с другой стороны, чуть отступив от середины, ведём наклонные линии, соединяя их внизу. В этом месте изображаем башмачки, примакиванием в стороны. Затем прямыми линиями рисуем руки (цвет такой же, как у платья). Кисти рук – примакиванием розового цвета. Длина руки – до подола. Платье девочки можно украсить. На последнем этапе дети выделяют черты лица и волосы.
Девочка может быть в платье и с коротким рукавом. Слайд рис. 15. Рукава – фонарики (два небольших круга). От них кистью плашмя рисуем руки розового цвета.
Детей 4-5 лет можно познакомить с несколькими вариантами причёсок. Слайд стр. 17. рис. 21 (а) Мы предлагаем следующие: кудрявая, волосы прямые с хвостиком, прямые волосы с чёлкой и др.
К старшему дошкольному возрасту у детей сформированы определённые навыки и умения в рисовании человека. Раскрывая методику обучения, можно выделить следующие задачи: Слайд
- Учить рисовать фигуры взрослого и ребёнка, мужчины и женщины, сохраняя их пропорциональное соотношение, передавая в рисунке несложные движения (согнутые в локтях руки, в коленях ноги).
- Совершенствовать и обогащать представления и знания о частях лица и тела человека.
- Развивать наблюдательность, зрительную память и сенсорную культуру: видеть и передавать в рисунке все части лица и тела, детали одежды.
- Формировать технические навыки в работе с разными изобразительными средствами. Уметь использовать в рисунке, помимо гуаши, акварель, простой и жировой карандаши.
- Воспитывать желание рисовать человека, включая его в сюжет на тему, предложенную воспитателем или по замыслу.
- Развивать активность, самостоятельность, художественный вкус и творческие способности детей.
Л. В. Кабанова предлагает следующую систему занятий для реализации этих задач: Слайд
1 квартал: 1. Танцующая матрёшка
2. Кукла (сначала аппликация, а потом рисование).
3. Дед Мороз.
4. Петрушка.
2 квартал: 1. Танец Петрушек вокруг ёлочки.
2. Рисование палочных человечков.
3. Я на физкультурном занятии.
4. Как мы делаем зарядку.
3 квартал: 1. Украшение одежды, трафареты игрушки по мотивам
Дымки, Каргопольской или Филимоновской
росписи.
2. Лепка, а затем рисование этих игрушек.
3. Кукла (с натуры).
4. Сюжетное рисование по сказке (главный
действующий герой – человек).
4 квартал: 1. Строители строят новый дом.
2. Я с мамой иду в детский сад.
3. Дети выступают на празднике.
На первом занятии дети рисуют девушек в длинном сарафане. Слайд стр. 12. рис 16.
Надо обратить внимание на пропорции фигуры: голова значительно меньше туловища. Она овальной формы, сужается к подбородку.
Форма сарафана подчёркивает талию, ширина бретели помогает ребёнку определить ширину плеча. Русский народный сарафан украшается узором. Кофточка обычно светлая, украшается вышивкой. Русская красавица заплетала волосы в косу, поэтому причёска гладкая.
В этом возрасте дети изображают Петрушку. Слайд стр. 13. рис 17. Сначала рисуем схему розовым цветом, начиная с головы, затем кистью плашмя одной линией – короткая вертикальная шея. Потом – туловище, руки, ноги. Теперь Петрушку надо одеть в яркий костюм свободного покроя, каждая часть которого – овалы разного цвета. Колпак, как у гномика.
В последнюю очередь дети рисуют дополнительные детали: воротник, манжеты на руках и ногах рисуют фломастерами или карандашами.
Когда дети усвоили схему Петрушки, вводится приём рисования палочных человечков, передающих человека в движении. Слайд стр. 13. рис 18. Сначала рисуем голову овальной формы. Круги, обозначающие у Петрушки туловище, заменяем линиями. Ноги – в виде трёх палочек, короткая ступня, колено делит ногу пополам. Локоть также делит руку пополам. Чтобы одеть такого человечка, надо по обе стороны от палочек провести широкие линии. Это лучше сделать красками. Дети могут рисовать разные виды одежды. Выбор зависит от темы рисунка.
В системе Л. В. Кабановой дана тема: «Я на физкультурном занятии». Она предлагает нарисовать девочку у шведской стенки, что даст возможность воспитателю познакомить детей с пропорциональным отношением частей тела. Слайд стр. 14. рис 19.
Воспитатель раздаёт детям фон, на котором на одинаковом расстоянии изображено 6 горизонтальных линий – шведская стенка. Верхняя и нижняя планка обозначает рост ребёнка. Голова и шея занимает верхний пролёт. Туловище членится на верхнюю и нижнюю часть одинаковую по размерам.
Верхняя – майка (футболка, близкая по форме к прямоугольнику, что помогает выделить плечи и место прикрепления рук. Нижняя – юбочка в форме трапеции. Длина ног равна 2 оставшимся пролётам, т. е. длине туловища. Тапочки – два примакивания, направленные в разные стороны. Если рука прямая, то она доходит до конца юбочки и занимает два пролёта. У согнутой руки локоть на уровне талии.
Открытые части тела (лицо, шея, руки, ноги) рисуем всегда светло-розовым цветом, майка – жёлтая, юбочка синяя.
Кроме фигуры человека дети учатся изображать части лица.
Все мы знаем, что лицевая часть головы делится на три равные части. Слайд
Эти пропорциональные соотношения можно объяснить детям таким образом: голова человека имеет овальную форму, которая шире в верхней части и сужается книзу – подбородок. Верхнюю часть занимает лоб. Слайд стр17 рис 21 Глаза располагаются посередине листа. Над ними в виде двух небольших дуг рисуются брови. Их форма зависит от настроения. Нос рисуется по-разному, например, в виде чёрточек, двух точек и т. д. Формам рта зависит от настроения, например, в спокойном состоянии рот – в виде прямой линии, у улыбающегося рта уголки приподняты. Волосы занимают верхнюю часть лица, частично закрывая лоб. Их форма зависит от причёски. Уши в виде небольших дуг, приблизительно рисуем от линии бровей, и немного не доходя нижней части носа.
Дети 7 года жизни, получив к этому возрасту определённые умения и навыки рисования человека, способны более точно передавать образ. Задачи усложняются, поэтому воспитатель на основе этих навыков может решить следующие задачи: Слайд
- Учить передавать образы реального человека (космонавта, клоуна и т. д.) а так же вымышленных героев.
- Учить передавать более сложные движения, изменяя положение не только рук, но и туловища.
- Учить последовательно, выполнять все этапы рисования фигуры человека, рисовать по схеме и видоизменять её в соответствии с движением.
- Научить детей самостоятельно подбирать в соответствии с образом цвета и получать их путём смешивания красок.
- Закреплять навыки рисования частей тела и деталей фигуры человека кистью и карандашом.
Слайд
Л. В. Кабанова предлагает следующие темы для обучения детей 7 года жизни рисованию человека :
1 квартал: 1. Украшение русского национального костюма.
2. Матрёшка (с натуры).
3. Клоун.
2 квартал: 1. Новогодний праздник в детском саду.
2. Как мы катаемся на санках.
3. Мой любимый сказочный герой.
3 квартал: 1. Портрет моей мамы.
2. Кем быть?
3. Портрет моего друга.
4 квартал: 1. Кукла в национальном костюме.
2. Я на празднике.
3. Что я видел с взрослыми во время прогулки.
Изображение космонавта начинается с головы, Слайд стр. 18 рис 22 которую рисуем розовым цветом овальной формы. Затем карандашом вниз проводим вертикальную линию в два раза длиннее головы, на ней отмечаем более широкую линию плеч и узкую линию таза (эти две линии похожи на «вешалки», на которые соответственно прикрепляются руки и ноги. Длина ног равна длине туловища). На втором этапе дети «одевают» космонавта: сверху по схеме рисуют скафандр широкими линиями с обеих сторон сделанного наброска. Третий этап – рисование шлема (по принципу неваляшки); здесь же пририсовываем кисти рук и ступни. На последнем этапе прорисовываются черты лица и детали одежды.
Особое внимание на этом занятии уделяется появлению в схеме «вешалок» и соблюдению пропорций, поэтому нецелесообразно передавать движение космонавта. Кроме того, на этом занятии сложной задачей является «одевание» схемы в костюм. Возможно, детские ошибки скроются за свободным покроем скафандра.
Для закрепления полученных навыков можно предложить рисование клоуна в свободном костюме. Слайд стр18 рис 23 нижний ряд. В этом возрасте дошкольники могут передать движения (наклоны, положения, сидя, стоя, на одном колене). Для того чтобы это изобразить необходимо понять, как изменяется при этом положение всех частей тела. Это удобно сделать, изменяя схему. На этом этапе нужно показать детям, как от схемы можно перейти к конкретному образу Слайд стр18 рис 24.
Дети в этом возрасте передают образы не только реальных людей, но и вымышленных героев (Баба Яга, Кощей – Бессмертный, Буратино и других).
Рисование Буратино Слайд стр19 рис 26. Требует изображения в профиль, что позволяет выделить длинный нос, другие характерные детали Буратино высокий колпачок, короткие штанишки. Можно применить варианты образцов.
Мы рассмотрели, как дети усваивают изображение фигуры. Более высокие требования предъявляются в рисовании портрета.
Л. В. Кабанова предлагает тему «Портрет моего друга», которая даётся на двух занятиях.
Для повышения интереса Слайд стр20 рис 27. Рекомендуется использовать лист овальной формы в рамке.
На первом занятии по рисованию портрета друга проводится сенсорное обследование лица (дети обводят его рукой по контуру, проводят плавно по шее сверху вниз и по плечам).
Второе занятие – рисование причёски, черт лица, деталей одежды. Слайд стр20 рис 28. На этом этапе дети передают образ конкретного человека, поэтому при рисовании должны учитывать цвет глаз, волос друга, форму ушей и губ.
Для успешного проведения занятий мы рекомендуем включать в них художественное слово. Например, загадки.
Я вам их сейчас буду загадывать, а вы дружно говорить отгадку.
-У двух матерей по пять сыновей (руки);
- Живут два братца через дорожку, а друг друга не видят (глаза);
- Что легко носить, а трудно сосчитать (волосы);
-Не сеют, не сажают, а сами вырастают (волосы);
- Пять братьев, годами равные, ростом разные (пальцы);
- Круглое озеро – никогда не замерзает (глаза);
- Есть глаза – не видят,
Есть уши – не слышат,
Есть рот – не говорит,
Есть нос – не нюхает (портрет).
Воспитатель, который владеет изобразительной грамотой, сможет дать детям знания, сформировать умения и закрепить навыки, в изображении человека используя эту методику. Освоение изображения человека поможет ребёнку использовать знания в своих работах.
Слайд Спасибо за внимание!
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №2 «Парусок» г. Коряжма
«Рисование человека в детском саду»
Педагоги: Смирнова Елена Николаевна
Максимова Маргарита Геннадьевна