Приложение МААМ

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй» (3 фото)

Марина Киселева
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы

«Познание» Формирование целостной картины мира

Тема: «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Цель:

воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира „Дерево держится корнями, а человек семьёй“» размещена в разделах

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал:

фотографии членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные «островки» (фотографии, их композиции).

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Воспитатель показывает картинки.

Что такое семья?

Папа, мама и я,

И сестренка моя-

Вот и вся у нас семья:

- Ну а как же бабушка?

- Ну а как же дедушка?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий

И сестренка моя

Вот и вся у нас семья.

Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

Дети:

Семья

Воспитатель:

Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь – я»

Дети повторяют

Воспитатель:

Как вы думаете, что это значит?

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Посмотрите на фотографии.

Ваша улыбка напоминает мамину, цвет глаз такой же как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки.

Данила, на кого ты похож внешне?

Данила:

Я похож на папу, улыбка мамина, а уши – дедушкины.

Воспитатель:

Саша, на кого ты похожа по характеру?

Саша:

Я похожа на дедушку и внешне, и по характеру, поэтому меня и назвали Саша.

Воспитатель:

Молодцы, Данила и Саша.

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

Дети:

Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить детей, любить друг друга!

Воспитатель:

Верно! Семьи бывают разные: большие и малые.

Сейчас я вам расскажу о большой семье.

В старину Россия была в основном крестьянской страной. Городов – немного, все они небольшие, а основное население жило в сёлах и деревнях.

Деревенские семьи были большими и многодетными. Детей у матери рождалось не два, три, а порой и десять и пятнадцать! Трудно вырастить и вскормить столько малышей, да зато недаром сложили в русском народе пословицы: «Изба детьми весела», «Есть дети – будут и радости».

Дети в крестьянских семьях быстро взрослели и становились помощниками отцу с матерью. Дочери учились всему у бабушки и мамы: и шить, и вязать, и прясть, и печь топить, и обед варить, да и нянчили младшеньких сестрёнок и братишек.

А мальчики от отца не отходили – всему у него учились: и коней запрягать, и в поле работать. В старину ребёнок 7 -8 лет уже становился в семье помощником.

Чтобы жить в такой большой семье, и дом нужно иметь большой. В те времена деревьев повсюду росло много, кругом были непроходимые леса. Поэтому и дома строили деревянные. Да какие красивые! Деревянной узорчатой резьбой покрывали и оконца, и ставенки, и наличники, и двери. В домах устраивали подпол. Здесь хранили всю зиму до весны дары земли, что выросло на грядках и огороде. В избе главная хозяйка – русская печь! Она и дом согревала в зимние холода, в ней и еду варили. На тёплой печке бабушка внукам сказки рассказывала.

Дети подрастали и о своих семьях задумывались.

Возникала новая семья. Потом и другие дети свои семьи создавали. Встречались такие сёла и деревни, где все носили одну фамилию.

Современные семьи, как правило, не очень большие. Отец, мать, да один – двое детей. Иногда вместе с молодой семьёй живут и дедушка с бабушкой. Давайте послушаем Алису.

Алиса:

На фотографии смотрю:

Я вижу здесь свою семью.

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

А здесь, смотрите – я.

Вот вся моя семья.

Воспитатель:

Спасибо, Алиса. Давайте немного отдохнём.

Физкультурная минутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо - влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

Воспитатель:

Предлагаю вам пройти к своим семейным «островкам» и рассказать, сколько членов в вашей семье. Назовите по имени, отчеству, фамилии ваших папу, маму, дедушку, бабушку. Есть ли у вас братья и сестры? Как их зовут? Сколько им лет.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Полина:

Мою маму зовут Светлана Васильевна, братика зовут Кирюша, ему 12 лет, он учится в школе. Мама нас очень любит. Бабушка живёт в городе. Её зовут Антонина Михайловна. Мама с бабушкой работают вместе в «Егорке». Там много детей. Мама работает методистом, а бабушка няней.

Воспитатель:

Полина, какой необычный у вас семейный «островок».

Полина:

Мы в домике и летим на воздушном шаре к бабушке.

Воспитатель:

Спасибо, Полина.

Алиса, расскажи нам про ваш семейный «островок»

Фото «Дерево держится корнями, а человек семьёй»

Алиса:

Моя бабушка Елена Ивановна. Папа Иван Андреевич. Мы с папой ходили в зоопарк, наблюдали за енотом. Люблю с папой играть в мячик. Мама Юлия Александровна. Любит рисовать. Моего любимого кота зовут Майбер. Я с ним играю. Крёстную зовут Мария. У неё два сына: Максим и Артём.

Воспитатель:

Алиса, какой твой семейный «островок» красивый, расскажи нам про него.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира - фото

Алиса:

Мама Яна Александровна. Папа Павел Вячеславович. Бабушка Галина Михайловна. Мы любим природу, часто бываем в лесу. Я очень люблю свою крёстную. Она дарит мне подарки, мы проводим с ней много времени.

Воспитатель:

Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи?

Дети:

Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь.

Воспитатель:

А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства?

Дети:

Потому, что мы любим своих родителей, мама и папа любят нас.

Воспитатель:

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Дети:

Сын

Воспитатель:

Мальчик для дедушки и бабушки?

Дети:

Внук

Воспитатель:

Девочка для папы и мамы?

Дети:

Дочь

Воспитатель:

Девочка для дедушки и бабушки?

Дети:

Внучка

Воспитатель:

Папа для дедушки и бабушки?

Дети:

Сын

Воспитатель:

Мама для дедушки и бабушки?

Дети:

Дочь

Воспитатель:

Мальчик для девочки в семье кто?

Дети:

Брат

Воспитатель:

Девочка для мальчика в семье кто?

Дети:

Сестра

Воспитатель:

Молодцы, дети. У каждого в семье есть родные и дорогие люди. Давайте поиграем в игру "Подбери признаки"

А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая)

Дети:

Добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.

Папа - строгий, умный, сильный.

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.

Дедушка - старый, мудрый, седой.

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный

Воспитатель:

А теперь давайте послушаем стихи.

Ксюша:

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она,

Кто она?

Отвечу я: это мамочка моя.

(В. Руссу)

Данила:

Папа.

Мой папа красивый

И сильный, как слон.

Любимый, внимательный, ласковый он.

Я жду с нетерпением папу с работы.

Всегда мне в портфеле приносит он что-то.

Мой папа находчивый, умный и смелый

Ему по плечу даже сложное дело.

Его обниму я и тихо шепну:

- Мой папочка, я тебя крепко люблю!

Ты самый заботливый, самый родной,

Ты добрый, ты лучший

И ты только мой!

Дима Мишаков:

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.

До чего хорошая бабушка моя!

Сказок знает столько, что не перечесть,

И всегда в запасе новенькое есть.

А вот руки бабушки - это просто клад!

Быть без дела бабушке руки не велят.

Золотые, ловкие. Как люблю я их!

Нет, других, наверное, не найти таких!

(Л. Квитко)

Максим:

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

(А. Чурбанова)

Рома:

Младший брат.

Есть у меня братишка

Смешной такой мальчишка!

Мне во всём он подражает

И ни в чём не уступает.

Если мы играем в мячик,

Я скачу, он тоже скачет,

Я сижу - и брат сидит,

Я бегу - и брат бежит.

Такой смешной мальчишка

Младший мой братишка.

(И. Лопухина)

Воспитатель:

Предлагаю поиграть и отдохнуть.

Игровое упражнение "Кто пришёл?"

Кто пришёл?

Мы - мы - мы,

Папа, папа, это ты?

Да - да - да,

Мама, мама, это ты?

Да - да - да,

Братец, братец, это ты?

Да - да - да,

Ах, сестрица, это ты?

Да - да - да,

Все мы вместе?

Да - да - да.

Воспитатель:

А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья?

Дети:

Знаем – это детский сад.

Итог занятия.

Воспитатель:

Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Литература:

Шорыгина Т. А.

Моя семья. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2012

Шорыгина Т. А.

Беседы о правах ребёнка. – М. : ТЦ Сфера, 2013

Анжелика Никита

Занятия с детьми 5 – 6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. – СПб. :КАРО, 2011

Публикации по теме:

Проект «Мамочка любимая и моя семья» Обучающий проект. Тема: «Мамочка любимая и моя семья».Участники: дети средней группы №4, воспитатели группы, родители воспитанников. Тип.

Занятие в подготовительной группе «Права ребёнка» Раздел «Ознакомление детей с социальной действительностью» Тема: «Права ребенка» Цель: приобщение детей к культуре своего народа, возрождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй»
Опубликовано: 4 июля 2014 в 19:50
+94Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Киселева (УИ 194754) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 182.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД