Марина Киселева
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Дерево держится корнями, а человек семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познание» Формирование целостной картины мира
Тема: «Дерево держится корнями, а человек семьёй»
Цель:
воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект занятия по формированию целостной картины мира „Дерево держится корнями, а человек семьёй“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Темочки
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Материал:
фотографии членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные «островки» (фотографии, их композиции).
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Воспитатель показывает картинки.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
Дети:
Семья
Воспитатель:
Попробуйте произнести слово «семья» вот так: «Семь – я»
Дети повторяют
Воспитатель:
Как вы думаете, что это значит?
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.
На самом деле, приглядитесь повнимательнее к своим родным. Посмотрите на фотографии.
Ваша улыбка напоминает мамину, цвет глаз такой же как у бабушки, овал лица и родинка – как у дедушки.
Данила, на кого ты похож внешне?
Данила:
Я похож на папу, улыбка мамина, а уши – дедушкины.
Воспитатель:
Саша, на кого ты похожа по характеру?
Саша:
Я похожа на дедушку и внешне, и по характеру, поэтому меня и назвали Саша.
Воспитатель:
Молодцы, Данила и Саша.
Как вы думаете, зачем люди создают семью?
Дети:
Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить детей, любить друг друга!
Воспитатель:
Верно! Семьи бывают разные: большие и малые.
Сейчас я вам расскажу о большой семье.
В старину Россия была в основном крестьянской страной. Городов – немного, все они небольшие, а основное население жило в сёлах и деревнях.
Деревенские семьи были большими и многодетными. Детей у матери рождалось не два, три, а порой и десять и пятнадцать! Трудно вырастить и вскормить столько малышей, да зато недаром сложили в русском народе пословицы: «Изба детьми весела», «Есть дети – будут и радости».
Дети в крестьянских семьях быстро взрослели и становились помощниками отцу с матерью. Дочери учились всему у бабушки и мамы: и шить, и вязать, и прясть, и печь топить, и обед варить, да и нянчили младшеньких сестрёнок и братишек.
А мальчики от отца не отходили – всему у него учились: и коней запрягать, и в поле работать. В старину ребёнок 7 -8 лет уже становился в семье помощником.
Чтобы жить в такой большой семье, и дом нужно иметь большой. В те времена деревьев повсюду росло много, кругом были непроходимые леса. Поэтому и дома строили деревянные. Да какие красивые! Деревянной узорчатой резьбой покрывали и оконца, и ставенки, и наличники, и двери. В домах устраивали подпол. Здесь хранили всю зиму до весны дары земли, что выросло на грядках и огороде. В избе главная хозяйка – русская печь! Она и дом согревала в зимние холода, в ней и еду варили. На тёплой печке бабушка внукам сказки рассказывала.
Дети подрастали и о своих семьях задумывались.
Возникала новая семья. Потом и другие дети свои семьи создавали. Встречались такие сёла и деревни, где все носили одну фамилию.
Современные семьи, как правило, не очень большие. Отец, мать, да один – двое детей. Иногда вместе с молодой семьёй живут и дедушка с бабушкой. Давайте послушаем Алису.
Алиса:
На фотографии смотрю:
Я вижу здесь свою семью.
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
А здесь, смотрите – я.
Вот вся моя семья.
Воспитатель:
Спасибо, Алиса. Давайте немного отдохнём.
Физкультурная минутка "Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Воспитатель:
Предлагаю вам пройти к своим семейным «островкам» и рассказать, сколько членов в вашей семье. Назовите по имени, отчеству, фамилии ваших папу, маму, дедушку, бабушку. Есть ли у вас братья и сестры? Как их зовут? Сколько им лет.
Полина:
Мою маму зовут Светлана Васильевна, братика зовут Кирюша, ему 12 лет, он учится в школе. Мама нас очень любит. Бабушка живёт в городе. Её зовут Антонина Михайловна. Мама с бабушкой работают вместе в «Егорке». Там много детей. Мама работает методистом, а бабушка няней.
Воспитатель:
Полина, какой необычный у вас семейный «островок».
Полина:
Мы в домике и летим на воздушном шаре к бабушке.
Воспитатель:
Спасибо, Полина.
Алиса, расскажи нам про ваш семейный «островок»
Алиса:
Моя бабушка Елена Ивановна. Папа Иван Андреевич. Мы с папой ходили в зоопарк, наблюдали за енотом. Люблю с папой играть в мячик. Мама Юлия Александровна. Любит рисовать. Моего любимого кота зовут Майбер. Я с ним играю. Крёстную зовут Мария. У неё два сына: Максим и Артём.
Воспитатель:
Алиса, какой твой семейный «островок» красивый, расскажи нам про него.
Алиса:
Мама Яна Александровна. Папа Павел Вячеславович. Бабушка Галина Михайловна. Мы любим природу, часто бываем в лесу. Я очень люблю свою крёстную. Она дарит мне подарки, мы проводим с ней много времени.
Воспитатель:
Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи?
Дети:
Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь.
Воспитатель:
А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства?
Дети:
Потому, что мы любим своих родителей, мама и папа любят нас.
Воспитатель:
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Дети:
Сын
Воспитатель:
Мальчик для дедушки и бабушки?
Дети:
Внук
Воспитатель:
Девочка для папы и мамы?
Дети:
Дочь
Воспитатель:
Девочка для дедушки и бабушки?
Дети:
Внучка
Воспитатель:
Папа для дедушки и бабушки?
Дети:
Сын
Воспитатель:
Мама для дедушки и бабушки?
Дети:
Дочь
Воспитатель:
Мальчик для девочки в семье кто?
Дети:
Брат
Воспитатель:
Девочка для мальчика в семье кто?
Дети:
Сестра
Воспитатель:
Молодцы, дети. У каждого в семье есть родные и дорогие люди. Давайте поиграем в игру "Подбери признаки"
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая)
Дети:
Добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа - строгий, умный, сильный.
Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
Дедушка - старый, мудрый, седой.
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный
Воспитатель:
А теперь давайте послушаем стихи.
Ксюша:
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
Данила:
Папа.
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
Дима Мишаков:
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
Максим:
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
Рома:
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
Воспитатель:
Предлагаю поиграть и отдохнуть.
Игровое упражнение "Кто пришёл?"
Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да - да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.
Воспитатель:
А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
Дети:
Знаем – это детский сад.
Итог занятия.
Воспитатель:
Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Литература:
Шорыгина Т. А.
Моя семья. Методическое пособие. – М. :ТЦ Сфера, 2012
Шорыгина Т. А.
Беседы о правах ребёнка. – М. : ТЦ Сфера, 2013
Анжелика Никита
Занятия с детьми 5 – 6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. – СПб. :КАРО, 2011