Получи документы

Преемственные программы дошкольного и начального образования

Наталья Чуракова
Преемственные программы дошкольного и начального образования

«Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается

на определенную стадию развития,

проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

Введение.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целейна стыках различных этапов и форм обучения. По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Переходный период от дошкольного детства к школьному считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная группа обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному становлению. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и форм обучения.

Публикация «Преемственные программы дошкольного и начального образования» размещена в разделах

Глава 1.

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития когда новое снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность с точки зрения дошкольной группы – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. В конце ХХ в. особое внимание уделялось обеспечению преемственностидошкольного и начального общего образования через организацию взаимодействия образовательных учреждений, создание образовательныхцентров «Детский сад – начальнаяшкола», разработку комплексных образовательных программ, таких как «Из детства – в отрочество», «Преемственность», «Радуга», «Детский сад 2100». Сейчас вопрос о преемственности решается главным образом авторами образовательных программ. Перспективными в этом плане являются «сквозные» программы, охватывающие и дошкольное, и начальное школьное образование. Одной из таких программ, построенных на принципе непрерывности и преемственности, является программа Образовательной системы «Школа2100», но таких программ пока немного. Однако и подобного рода программы, если они составлены без соответствующего «руководящего начала» (в форме ФГОС, могут не вполнесоответствовать современным научным представлениям о содержании и организации образования. [1]

1.1. Цель преемственности ДОУ и НОУ: обеспечение целостности образовательного процесса, т. е. обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в период перехода от дошкольного воспитания к школе. Обеспечение преемственности направлено на формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге. И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами. [1]

1.2. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания. [5]

1.3. Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

• установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

• выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

• всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

• формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

• опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности. [5]

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). [2]

1.4. Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьного музея, библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

• семинары, мастер- классы;

• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами ДОУ и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). [3]

Глава 2.

Чтобы решить проблему преемственности необходимо разработать Программу сотрудничества начальной школы и детского сада.

2.1. Цель данной Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи программы:

1. Создание единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.

2. Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.

3 .Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.

4. Обеспечить условия для реализации плавного, без стрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

5. Способствовать преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.

6. Создать единую стратегию в работе с родителями.

2. 2. Принципы построения программы:

• Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.

• Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.

• Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.

• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.

• Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы,позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение. [5]

2.3. Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный компонент - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики. Деятельный компонент - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода. Содержательный компонент - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе. Коммуникативный компонент - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации. Информационно – просветительский компонент – предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно – воспитательной работы. Изучение программы старших групп и первого класса.

Методический компонент – предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующим обсуждением). Практический компонент – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.

Выход из создавшейся ситуации – это введение соответствующих поправок в «Закон об образовании в РФ», разработка и внедрение ФГОС дошкольного образования, согласованного с ФГОС последующих ступеней общего образования.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольной группой и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целенаправленное взаимодействие дошкольной группы и начальной школы возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. [5]

Глава 3.

Образовательная система «Школа 2100» - первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Главная задача Образовательной системы «Школа 2100», которая уже более 20 лет с успехом решается в школах, работающих по ее материалам, - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Технологии, предлагаемые Образовательной системой «Школа 2100» позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения. Таким образом сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным. Образовательная система «Школа 2100» - это: 1) Концепция и научно-теоретические материалы, созданные авторским коллективом под научным руководством А. А. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна, С. К. Бондыревой, Ш. А. Амонашвили; 2) Комплект учебно-методических комплексов (УМК, реализующих непрерывное образование по всем школьным предметам на основе концепции образовательной системы нового поколения. 3) Набор современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие предметных умений, универсальных учебных действий и личностных качеств школьников. 4) Многоуровневая система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений. [1, 2 интернет источники]

Образовательная программа – «Золотой ключик».

Авторы: Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. Л. Бережковская

Программа «Золотой ключик» помогает осуществить переход к педагогике,

нацеленной на всестороннее развитие каждого ребенка, переустройство всей

совместной жизни детей и взрослых, изменение «социальной ситуации

развития», по терминологии Л. С. Выготского. Выдвинутый им принцип

единства аффекта и интеллекта вместе с другими фундаментальными

понятиями его культурно-исторической теории развития психики и личности

ребенка составляют научную основу данной программы. Программа «Золотой

ключик» значительно отличается от отечественных программ «Истоки»,

«Радуга», «Детство». Она разрабатывалась психологами и этим задано ее

основное направление — психологизация образовательного процесса. Авторы

предлагают новую модель начального образования, направленную на

изменение позиции педагога, преодоление существующего отчуждения семьи

от детского учреждения, постановку на первое место воспитательно-

развивающих целей, подчинение развития интеллекта в дошкольном возрасте

развитию эмоциональной сферы ребенка. Один из важнейших в программе —

семейный принцип. [6 интернет источники]

Образовательная программа – «Сообщество»

Авторы: К. А. Хансен, Р. К. Кауфманн, К. Б. Уолш.

Основой создания программы «Сообщество» послужила американская программа непрерывного образования от рождения до 10 лет «Stepbystep» («Шаг за шагом», но в ней учтены изменения, касающиеся ее адаптации к реалиям российского образования. Программа «Сообщество» представляет собой так называемую «рамочную программу». Она не содержит ни конспектов занятий, ни определенных тематизмов, ни определенной предметной последовательности или логики, в соответствии с которой следовало бы двигаться педагогу в образовательном процессе. Основополагающая цель программы — построение такого сообщества взрослых и детей, в котором дети могут активно развиваться, проявлять инициативу и творчество, приобретать необходимые знания и позитивные личностные качества. Программа направлена на социальное и эмоционально-личностное развитие ребенка. Задачи программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом:* развивать возможности и способности ребенка;* развивать ребенка как субъекта определенных видов деятельности. Особое значение в программе придается созданию среды развития ребенка, под чем понимается комплекс эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса в ДОУ. [7 интернет источники]

Образовательная программа «Преемственность» – это программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников школы-интерната I ступени обучения – при переходе их в среднее звено. Данная программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие специалистов, педагогов, родителей и учеников. Программа «Преемственность» базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики, и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствует обеспечению целостного и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса. [8 интернет источники]

Образовательная программа «Из детства в отрочество»

Авторы: Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др. Под редакцией Т. Н. Дороновой.

В название программы 'Из детства — в отрочество' авторы вложили особый смысл, связанный с ее содержанием, целями и задачами. Общеизвестно, что детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Цель программы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей. Программа рассчитана на детей от 2 до 7 лет. Это первая программа, в которой вопросы развития и воспитания ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. Для каждого возрастного этапа определяются задачи, требующие решения в условиях семьи и детского сада, по двум направлениям: «Здоровье» и «Развитие». Каждое направление имеет вводную и основную части. Вводная часть носит публицистический характер. Ее цель — привлечь родителей и педагогов. В основной части представлены задачи, которые необходимо решать в семье и ДОУ. [9 интернет источники]

Заключение.

Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация характеризуется отсутствием единой системы и рассогласованностью целейна стыках различных этапов и форм обучения. При этом дошкольная группа обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному становлению.

Использованная литература:

1) Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008;

2) Журнал «Начальная школа» №11, 2001г, раздел «Обеспечиваем преемственность»

Интернет источники:

1) http://www.school2100.ru

2) http://www.school2100.ru/upload/iblock

3) http://psiholog1402.ucoz.ru/publ/programmy_fgt_i_fgos

4) http://mcko.ru/webinar/detail.php?ID=1551

5) http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-preemstvennost-dou-i-nachalnoy-shkoly

6) http://doshkolniki.org/ekologiya/328-zolotoj-klyuchik-programma-nepreryvnogo-obrazovaniya-detej-ot-3-do-10-let.html

7) http://doshkolniki.org/ekologiya/329-programma-soobshhestvo.html

8) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/programma-soprovozhdeniya-vypusknikov-preemstvennost

9) http://doshkolniki.org/ekologiya/323-programma-iz-detstva-v-otrochestvo.html

Публикации по теме:

Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Аналитический отчет о выполнении учебной программы дошкольного образования Характеризуя образовательную область «Ребенок и природа» можно отметить, что у воспитанников сформировались представления о неживой природе:.

Проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС (из опыта работы) Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода,.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Преемственность дошкольного и начального образования по ФГОС Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных.

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС. Для педагогов, работающих в начальном звене работа.

Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования Преемственность в формировании коммуникативной компетентности дошкольного и начального общего образования «Школьное обучение никогда не.

Семинар-практикум по преемственности дошкольного и начального общего образования на основе ФГОС В законе «Об образовании в РФ» основным принципом государственно политики в сфере образования выступает обеспечение права человека на образования.

Актуальные проблемы педагогики дошкольного и начального образования «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Шибаева В. А. МордГПИ (Саранск) В результате реформирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преемственные программы дошкольного и начального образования
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 00:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД