Виктория Здвижкова
Преодоление затрудненного общения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития невербальной коммуникации
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! (слайд № 1)
Я хочу представить вашему вниманию опыт своей работы по теме: «Преодоление затрудненного общения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития невербальной коммуникации».
Публикация «Преодоление затрудненного общения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития невербальной коммуникации» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность опыта
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни нашей страны в последнее десятилетие, потребовали серьезных реформ в деятельности всех образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.
Настольной книгой каждого педагога стал ряд нормативно-правовых документов: (слайд №2)
• Федеральный закон об образовании в РФ
• ФГОС ДО
• Профессиональный стандарт педагога
В данных документах четко отражено общественное ожидание, а так же государственный заказ по проблеме полноценного развития ребенка, начиная с раннего дошкольного возраста.
(слайд №3) Одной из тенденций дошкольного образования сегодня является интеллектуальная акселерация ребенка, «овзросление» дошкольного образования. К сожалению, сегодня мало кто из родителей задумывается над тем, что ранняя интеллектуальная акселерация может нанести вред здоровью. Родители направлены на то, чтобы максимально использовать интеллектуальные резервы маленького человека, совершенно неверно трактуя идеи раннего развития.
Интеллектуальное развитие ребенка не является гарантом его успешной социализации на всех возрастных этапах жизни (слайд №4).
Большую роль в успешной социализации играет сформированность навыков общения. Сензитивным периодом развития общения, по мнению ведущих ученых, является дошкольное детство.
Нарушения эмоционального развития порождают проблемы социально-психологической адаптации. Не случайно в требованиях ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования поддержка позитивной социализации определяется как основное ее предназначение.
По результатам наблюдения (диагностики) большинство детей в нашей группе испытывают затруднения при демонстрации различных эмоциональных состояний человека, а как следствие затруднение в общении (слайд №5).
Неразвитые навыки общения: неумение интерпретировать жесты собеседника, вялые жестомимические проявления, неумение «считывать» информацию своего собеседника, бедность интонационной выразительности становятся причиной сложности в установлении контакта, общения со сверстниками, в результате чего, может быть ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем, успешное становление отношений ребенка со сверстниками - важнейшее условие его развития. Для преодоления затрудненного общения можно использовать комплекс мер, одним из которых являются средства невербального общения (слайд №6).
Необходимо знакомить детей со смысловой содержательностью движений и жестов, учить сопровождать свою речь невербальными средствами выразительности, устанавливать контакт, выражать свое настроение при помощи неречевых средств, выражать эмоциональную поддержку собеседника, тем более, что это доступно с раннего возраста.
Таким образом, значимость невербальных средств общения в становлении навыков конструктивного взаимодействия с окружающими подчеркивает необходимость специальной работы по ознакомлению детей с их разнообразием и особенностями использования.
Работа по преодолению затрудненного общения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития невербальной коммуникации входит в раздел «Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания», являясь вариативной частью программы, формируемой участниками образовательного процесса.
Новизна опыта
(слайд №7)
Новизна опыта заключается в интеграции двух направлений развития и образования дошкольников: познавательной области «социально-коммуникативное развитие» и «речевое развитие». Разработанный педагогический опыт позволяет дополнить содержание примерных образовательных программ для реализации задач позитивной социализации дошкольников. Содержание опыта позволяет вести целенаправленную работу по развитию невербальной коммуникации.
Проблема.
Поэтому, передо мной и всем нашим коллективом встала проблема - создание условий для преодоления затрудненного общения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития невербальной коммуникации.
(слайд №8)
Цель нашего опыта: Преодоление затрудненного общения у детей старшего дошкольного возраста посредством развития невербальной коммуникации.
(слайд №9)
Задачи:
1. Выявить затруднения в общении детей старшего дошкольного возраста.
2. Формировать понятия о невербальных средствах общения, навыки конструктивного общения (способствовать преодолению затрудненного общения).
3. Развивать активное внимание, память, воображение.
4. Способствовать двигательному раскрепощению и преодолевать замкнутость, пассивность, скованность детей во время общения.
5. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
6. Установить взаимодействие со специалистами ДОУ и родителями по проблеме.
7. Повышать уровень психолого-педагогической грамотности родителей.
(слайд №10)
Методическую основу работы составляют методы и приемы работы, представленные на данном слайде.
(слайд №11)
Формы организации деятельности детей
Основной формой работы является специально организованная (совместная) деятельность воспитателя с детьми подгруппами 1 раз в неделю. В год в старшей группе проводится 36 занятий, длительностью 25 минут. Индивидуальная работа предполагается в свободное и вечернее время, направлена на решение конкретных задач.
(слайд №12)
Планируемые результаты (целевые ориентиры)
Дети:
1. Проявляют эмпатию (способность сопереживать другому человеку) и толерантность (терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, позволяющие использовать модель оптимального общения; уменьшается количество детей, имеющих затруднения в общении;
2. Могут интерпретировать жестомимические проявления партнеров по общению;
3. Используют выразительные и адекватные жесты и мимику, что создает возможность для самовыражения.
(слайд №13)
Родители:
1. Обращают внимание на развитие невербальной коммуникации и преодоление затруднений в общении.
2. Используют полученные знания в процессе общения с детьми.
(слайд №14)
Педагоги:
1. Организуют эффективное взаимодействие с детьми;
2. Участвуют во взаимодействии специалистов и воспитателей по развитию невербальных средств коммуникации;
3. Разрабатывают методическое сопровождение по развитию средств невербальной коммуникации и преодоление затруднений в общении у детей старшего дошкольного возраста;
4. Принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, научно-практических конференциях, издают методические рекомендации по проблеме.
(слайд №15)
Достижение эффективности в работе по нашей теме возможно только за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
(слайд №16)