Лучший педагог года

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-методической и эколого-просветительской деятельности

Ольга Николаевна Хапова
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-методической и эколого-просветительской деятельности

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: информационно-коммуникационных технологий.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедийных презентаций и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создаёт базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать и звук, и действия, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей. Преимущества компьютера очевидны. Компьютер несёт в себе образный тип информации наиболее близкий и понятный дошкольникам. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, возвращаться к этому занятию вновь и вновь. Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать воспитатель. Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Публикация «Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-методической и эколого-просветительской деятельности» размещена в разделах

Я работаю в центре развития ребёнка – детском саду №71 города Тулы воспитателем. В течение двух лет я использую информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Мне нравятся новые технологии, поскольку они создают возможности для интересного и творческого обучения, увлекают и детей, и взрослых. Все презентации, дидактические игры и упражнения разработаны мною в соответствии с задачами Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. В нашей группе есть интерактивная доска, которую я использую для проведения тематических презентаций, игр. Дети старшего возраста могут поочередно, с помощью мышки, участвовать в игре. Детям среднего возраста предлагается выбор из нескольких вариантов. Правильность ответа проверяю я сама, нажимая мышкой на объект.

Одним из актуальных направлений внедрения информационно-коммуникационных технологий является мультимедийные презентации. Их использования привносит эффект яркой наглядности в занятие и помогает детям быстрее усвоить материал. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию.

Например, изучая лексическую тему «Животные», я использую мультимедийную презентацию «Животные редкого края», которая знакомит дошкольников с животным миром Тульской области. Природа нашего края своеобразна и неповторима. В ней всё взаимосвязано, а мы так мало знаем об этом. Может, природе нужна наша помощь? Какой должна быть её естественная жизнь? Задача презентации – привлечь внимание детей к некоторым особенностям многочисленных представителей мира животных, повысить интерес к изучению своего края.

1. Презентация «Животные родного края» (Тульской области).

1 слайд. Карта Тульской области. Тульская область расположена в центре Европейской части России.

2 слайд. В северных лесистых районах обитают лоси. Лоси быстро бегают, до 56 км/ч; хорошо плавают. Разыскивая водные растения, могут держать голову под водой больше минуты. От хищников обороняются ударами передних ног. Из органов чувств у лося лучше всего развиты слух и обоняние; зрение слабое – неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии немногих десятков метров. Лось очень редко первым нападает на человека. Обычно нападение происходит при раздражающих факторах или приближении к лосятам. На лосей охотятся волки и медведи.

Воспитатель нажимает на картинку «Скрипичный ключ» и звучит голос лося.

3 слайд. В северных лесистых районах обитают кабаны. Самка заботливо охраняет детенышей и бешено защищает их от врагов. Движения кабана неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может проплывать значительные расстояния. Зрение развито слабо, но обоняние и слух очень хороши. Кабаны осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и из-за крупных клыков.

Воспитатель нажимает на картинку «Скрипичный ключ» и звучит голос кабана.

4 слайд. В северных лесистых районах Тульской области обитают олени. У самцов более сильные мышцы шеи, чем у самок. И только у самцов имеются рога, которые они сбрасывают весной. Детеныши оленей рождаются с пятнами на теле, которые проходят со временем. Взрослые олени обычно отделяются от стада, в то время как маленькие олени еще долгое время живут вместе со стадом и своей матерью.

Воспитатель нажимает на картинку «Скрипичный ключ» и звучит голос оленя.

5 слайд. Повсеместно встречаются волки. Волк – зверь хитрый, осторожный и коварный. Волки очень выносливы. В поисках добычи они могут пробежать за сутки более 60 км. Голодный волк может за один год съесть 15-20 кг мяса. В нашем крае волк – враг всему живому. На волков разрешена охота в течение всего года.

Воспитатель нажимает на картинку «Скрипичный ключ» и звучит голос волка.

6 слайд. В лесах Тульской области повсеместно встречаются лисы. Лисы могут жить в любых условиях. Питаются лисы ночью и по одиночке. Хвост животного меняется в зависимости от времени года, особенно он красив зимой.

Воспитатель нажимает на картинку «Скрипичный ключ» и звучит голос лисы.

Очень нравится детям игра «Кого не стало». Цель игры: развивать познавательную активность, сообразительность, внимание. Детям предлагается рассмотреть, какие животные собрались на лесной полянке (слайд 1). Дети правильно произносят названия животных, запоминают. Затем дети закрывают глаза, слайд меняется (слайд 2, дети открывают глаза, смотрят и говорят, кого не стало. Затем снова демонстрируется слайд 1. Затем дети закрывают глаза, слайд меняется снова (слайд 3, дети открывают глаза, смотрят и говорят, кого не стало и т. д.

Изучая, лексическую тему «Птицы» я предлагаю детям посмотреть презентацию «Редкие птицы Тульского края». Наш край богат пернатыми, их можно встретить в любое время года. Презентация увлекательно расскажет детям о многообразии птиц, о том, что они нуждаются в охране и защите.

Приложение 2.

Интересна игра «Узнай птицу».

Цель игры: закрепить знания о зимующих птицах, развивать наглядно-образное мышление. На слайде изображена часть тела птицы. Дети должны отгадать, какая птица спряталась. После того, как птица угадана, появляется полное изображение птицы. После того, как все птицы угаданы, появляется смайлик «молодцы».

Приложение 3.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель игры: развивать познавательный интерес и творческую активность, развивать сообразительность, любознательность, внимание.

Слайд 1. Появляются ласточка, аист, утка, воробей. Воспитатель просит детей назвать птиц и сказать какая птица лишняя и почему? Если дети называют верно, то на следующем слайде появляется птица, которая была лишняя. Дети должны объяснить свой выбор.

Изучая лексическую тему «Птицы», я разработала презентацию «Редкие птицы Тульского края». Птицы- большие друзья человека. С каждым годом возрастает влияние человека на природу. Вырубание лесов, осушение болот, применения ядохимикатов приводит к уменьшению количества птиц в нашей области. 16 видов птиц Тульской области занесены к Красную книгу. Успешная охрана птиц Тульской области требует знания внешнего вида их, распространения, питания. Необыкновенно красивая презентация «Редкие птицы Тульского края» способствует привитию навыков бережного отношения к живой природе, экологическому воспитанию детей и взрослого населения. В презентацию входят слайды: «Белый аист», «Беркут», «Седой дятел», «Желтоглавый королёк», «Домовый сыч», «Филин», «Зимородок».

Слайд 1. Птицы – большие друзья человека.

Слайд 2. «Белый аист». Строит гнёзда вблизи поселений человека. Аист- красивая и полезная птица. Нуждается в охране и помощи человека.

Слайд 3. «Беркут». Беркут самый крупный среди орлов. Занесен в Красную книгу.

Слайд 4. «Седой дятел». Седой дятел защитник наших лесов, очень полезная птица. Скрытый, редко попадается на глаза.

Слайд 5. «Желтоголовый Королёк». Самая маленькая птичка, встречающаяся в Тульской области. Весь день корольки пархают с ветки на ветку, очищая деревья от вредителей. Они являются очень полезными птицами.

Слайд 6. «Домовый сыч». Маленькая сова несколько мельче галки. Может охотится днём. Особенно громко сыч кричит весной.

Слайд 7. «Филин». На голове филина хорошо выражены «уши» - торчащие по бокам пучки перьев. Охотится обычно в сумерках и ночью. Филин заслуживает охраны как редкий вид, прекрасный памятник природы.

Слайд 8. «Зимородок». Перелётная птица. Гнездо строит в норе на обрывистых берегах водоёмов. На зимовку улетает в Африку.

Созданные мною игры доступны для детей 5-7 лет, их родителей. Я разработала структуры игры, нашла необходимые картинки, иллюстрации, анимации для оформления работы. Я отредактировала, отформатировала текст, собрала игру в единый документ. Поставленные задачи и цели были доступны. Я получила навыки работы в PowerPoint, это очень интересно и увлекательно. Своим материалом я делюсь с коллегами.

Хотелось бы также отметить, что используя информационно – коммуникационные технологии нельзя забывать об ошибках при использовании ИКТ.

Ошибки при использовании ИКТ:

1. Недостаточная методическая подготовленность педагога.

2. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.

3. Бесплановость, случайность применения ИКТ.

4. Перегруженность занятия демонстрацией.

При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса. Информационно – коммуникационные технологии могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Дозированное использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к полезным играм.

Таким образом, я представила основные формы использование информационно – коммуникационных технологий в учебно-методической и эколого-просветительской деятельности.

А именно подбор иллюстративного материала к занятиям, подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, создание презентаций в программе PowerPoint, создание дидактических игр и упражнений.

Публикации по теме:

Презентация «Медиакомпетентность воспитателей ДОУ при создании электронных презентаций» План семенара: 1. Введение 2. Компьютер: ЗА и ПРОТИВ 3. Рекомендации по использованию ИКТ: 4. Общие требования к использованию рисунков.

Современные формы работы с детьми Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми; -интегрированная образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-методической и эколого-просветительской деятельности
Опубликовано: 20 декабря 2014 в 16:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД