Лучший педагог года

Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии

Ольга Каминская
Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии

«Процесс «игры в песок» высвобождает

заблокированную энергию и активизирует

возможности самоисцеления, заложенные в

человеческой психике».

К. Г. Юнг

Песочная технология — один из психологических, коррекционных и развивающих методов, направленных на разрешение актуальных проблем ребенка с речевыми и (или) интеллектуальными нарушениями в развитии. Ключевыми направлениями коррекционной, развивающей или терапевтической работы, связанными с использованием песка являются: игра в песочнице (sand play); рисование песком (sand-art); а также смешанные мультимодальные техники. Особый практический интерес представляет исторический опыт применения песочных технологий в работе с детьми. Впервые применила песок как психолого-педагогическое средство воздействия еще в 1920–1930-х годах Маргарет Ловенфельд. Разработанная Техника активного воображения Карла Юнга стала базой для авторского метода «Песочной терапии» Доры Калф.

Публикация «Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии» размещена в разделах

В 70-е годы XX века появился новый вид искусства с использованием песка, который получил наименование пескография или Sand-art. Использовать песок для создания мультипликации одной из первых стала канадская художница Кэролайн Лиф. Позже венгерский художник Фэренц Чако предложил формат «живого» рисования с одновременной проекцией на экран. Особую актуальность пескография как средство художественного воздействия на детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями получила уже в XXI веке. Sand-play («игры с песком») и Sand-art («рисование песком») одни из главных художественных открытий за последние годы. Наблюдения и опыт многих зарубежных и отечественных исследователей демонстрируют, что перенос игр и упражнений в песочницу повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса. С одной стороны, значительно повышается интерес к занятиям — наблюдается резкое возрастание познавательной активности; а с другой стороны, развитие познавательных процессов происходит более гармонично.

Метод «Sand-art» можно отнести к методу арт-терапии, когда в качестве изобразительного материала используется песок, который наносится на специальную поверхность в виде матового стекла с подсветкой. Эту поверхность называют световым планшетом или арт-песочницей.

Рисование песком – обладает художественным и терапевтическим достоинствами. Песок способен «заземлять» негативные эмоции, песочные рисунки несут в себе возможность трансформации, помогают осознать эмоциональные состояния и самые глубокие душевные переживания, дают прекрасную возможность принять, раскрыть и проявить в творчестве множество граней собственного «Я».

Также метод "Sand-art" успешно применяется в развивающих и образовательных целях: развитии познавательных процессов, расширении кругозора и общей осведомлённости, развитии мелкой моторики и координации движений, развитии воображения и творческих способностей, обучении основам чтения, письма и рисования. Серьёзный обучающий процесс превращается для детей в увлекательное и захватывающее занятие.

Техники рисования на песке

1. «Точечное» рисование:

«следы» - кончиком указательного пальчика постукиваем по поверхности песка, затем можно чередовать пальчики на правой и левой руке;

«снег» - медленное постукивание, дает расслабляющий эффект;

«вьюга» - быстрое интенсивное постукивание всеми пальчиками обеих рук – активизирует;

«дождик» - дотрагиваемся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.

2. Рисование линиями:

«ливень» - поочередно кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем сверху вниз линии прямые или наклонные;

«царапки» - поочередно напряженными кончиками пальцев одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем линии в разных направлениях и различной толщины;

«трава» - пальцы одной руки зажаты в щепотку, затем «щепотка раскрывается» снизу вверх, потом тоже самое другой рукой, а затем одновременно двумя руками;

«забор» - поочередно кончиком пальца одной руки, потом второй руки, затем двумя пальцами одновременно рисуем сверху вниз или снизу вверх прямые линии;

«волна» - поочередно кончиками пальцев одной руки, затем всеми пальцами одновременно рисуем волнистые линии (при быстром темпе – активизация, при медленном – успокоение, расслабление);

«причесывание» - пальцы превращаются в «гребешок» и, как бы, «причесывают» поверхность песка в различных направлениях, темпе, нажимом;

«зебра» - ребром любого пальчика делаем четкие, ритмичные отпечатки на поверхности песка.

3. Техника «следы» :

«ладошка» - ладонью одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок;

«пяточка» - кулачком одной руки, затем другой руки, потом одновременно двумя руками с силой надавливаем на песок.

4. Техника «круги» :

«окружность» - круговым движением указательного пальца прорисовываем окружность на поверхности песка;

«спираль» - круговыми движениями указательного пальца прорисовываем повторяющиеся окружности с увеличением или уменьшением амплитуды;

«озеро» - круговыми движениями руки, сжатой в кулак прорисовываем повторяющиеся окружности, как бы, расчищая поверхность от песка;

«солнце» - песок набираем в щепотку и, подняв руку на определенную высоту (чем выше, тем больше «солнце», начинаем медленно «солить» расчищенную поверхность песочницы.

Способы рисования песком

• Рисование кулаком

• Рисование ладонью

• Рисование ребром большого пальца

• Рисование щепотью

• Рисование мизинцами

• Одновременное использование нескольких пальцев,

• Рисование симметрично двумя руками

• Насыпание из кулачка

• Рисование пальцем

Применение метода в коррекционно-развивающей работе для интеллектуального и познавательного развития детей

Игра с песком может выступать как в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, так и в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Песочный рисунок или игра с песком может применяться в структуре занятия для активизации и стимуляции, а также как элемент работы по коррекции зрительно-пространственных представлений и развитию конструктивной деятельности, двуручного взаимодействия.

Использование метода Sand- art способствует развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, образного мышления, пространственных представлений.

В коррекционно-развивающей работе используются различные приемы: манипуляции с песком (сжать его в кулаке, разжать, насыпать дорожки, засыпать нарисованную форму); рисование песком и на песке; составление узоров на песке и др.

Игры и упражнения с песком.

1. Игра «Необыкновенные следы».

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Ребенок ладошками и кулачками надавливает на песок, кончиками пальцев ударяет по его поверхности, перемещает кисти рук в разных направлениях, делает поверхность волнистой, двигает всеми пальцами одновременно – цель, имитация следов животных, пресмыкающихся, птиц и насекомых.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

2. Игра «Найди отличие».

Цель: развитие зрительной памяти и устойчивости внимания.

Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.

3. Упражнение "Песочный дождик"

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.

Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Использование метода Sand-art при коррекции эмоциональных-личностных нарушений

Коррекционная работа с эмоциональной сферой ребенка может проводиться по нескольким направлениям. Так, например, она может быть связана с коррекцией эмоциональных расстройств ребенка (аутизм, невроз, со снижением эмоционального напряжения, с нейтрализацией страхов и эмоционально-отрицательных переживаний. Песочная анимация подойдет гиперактивным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается.

Что касается эмоциональных расстройств ребенка, то в данном случае эффективность методов коррекции будет зависеть от точности построения типологии симптомов и синдромов нарушения.

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей у ребенка, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

1. Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли

Письма не прочесть никак!

И хвостом слова писали,

Как узнать ей о змеятах?

За узором шли петельки

- Что случилось? Где? И как?

Это письма Маме-змейке.

Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок

Напиши скорей слова,

И засыпал все в песок.

Помоги ты маме-змейке

И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

2. “Разговор с руками”

Цель: развитие самоконтроля.

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками.

Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, а в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Таким образом, занятия с применением метода Sand art обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

Прикреплённые файлы:

sand-art_dd069.ppt | 3685,5 Кб
 
Публикации по теме:

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ учителем-дефектологом Статья «Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом» Учитель – дефектолог.

«Использование оборудования сенсорной комнаты в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» На сегодняшний день существует тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети нуждаются в полноценной.

Использование «Lego-технологий» в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (Слайд 1) Использование "Lego-технологий" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста (2 слайд) В логопедической.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Метод акватерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями С водой ребенок знакомится очень рано. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками.

Применение нетрадиционной техники рисования «ниткография» в работе с детьми В настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ. Создательницей.

Видео о применении песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста Песочная терапия — это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических.

Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Связная речь представляет собой наиболее.

Применение логопедического мягкого бизиборда в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения Практика реализации ФГОС ДО предполагает использование системно-деятельностного подхода. Он заключается в чередовании умственных и практических.

Применение технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в коррекционно-развивающей работе Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед нами-педагогами достаточно сложную задачу: организовать предметно–разви-вающую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение техники Sand-art в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими проблемы в психологическом развитии
Опубликовано: 25 июня 2019 в 09:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД