Приложение МААМ

Консультация «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности»

Татьяна Семина
Консультация «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход консультации:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 1, 2

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются

усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью.

Л. Н. Толстой

Мы с вами знаем, что согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы такие качества, как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемные ситуации, адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим.

Публикация «Консультация „Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности“» размещена в разделах

Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность. Цель воспитателя – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.

Сегодня мы с вами рассматриваем технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач.

Ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Слайд 3

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать подлинное творческое мышление, побудить к потребности в решении проблем.

Слайд 4 – К формам организации проблемного обучения относится : проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.

Слайд 5

1. Как вы понимаете формулировку: «Проблемный вопрос»?

Слайд 6

То есть, отвечая на данный вопрос, дети это не просто воспроизводят определенные знания, а происходит поиск ответа на основе рассуждения.

Вопросы: «Когда опадают листья?», «Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (это - просто вопросы) и они предполагают конкретные ответы на основе знаний детей.

А вопросы «Почему осенью опадают листья?», «Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними?» Почему утка плавает, а курица нет? Почему обувь не делают из железа?

- являются проблемными вопросами т. к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Проблемные вопросы - это вопросы «почему?», «зачем»? как, если? для чего?

Задавая проблемные вопросы, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки.

Слайд 7

Как вы думаете, что такое «Проблемная задача»?

Слайд 8

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Слайд 9 Пример проблемной задачи

Проблемная задача №1.

Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? Давайте порассуждаем как дети?

Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Слайд 10

3)Что такое «Проблемная ситуация»?

Слайд 11

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.

Слайд 12

Например - воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Слайд 13

Возникло противоречие: - шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Слайд 14

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей.

Слайд 15

Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.

Слайд 16 «Подумай и скажи»

Слайд 17 – Попрошу вас ответить на вопрос.

1. Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?

Обучение направлено на самостоятельный поиск новых знаний и способов действия,

Педагог подводит дошкольников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.

Педагог создает проблемную ситуацию, направляет детей на её решение, организует поиск решения.

Воспитанники усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности.

Организация занятий с использованием проблемных ситуаций под руководством педагога и самостоятельная деятельность детей по их разрешению. (ответы педагогов)

Слайд 18 - В чём суть проблемного обучения в детском саду? (ответы педагогов)

Слайд 19

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает проблемную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.

Слайд 20

Как считает доктор психологических наук Алексей Михайлович Матюшкин:

«Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, что ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивым) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Вы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по познанию окружающего мира, но и на математике, развитии речи, грамоте, художественно-творческих занятиях, а также и в других видах детской деятельности. Необходимо включить весь свой творческий потенциал для осуществления процесса развития ребенка.

Рефлексия. Приём «Дерево настроения» :

Предлагаю вам послушать притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с тяжелыми камнями для строительства храма. Мудрец остановился их и задал каждому один и тот же. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот со злостью ответил, что целый день возил эти тяжелейшие камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листочка: красный, оранжевый и желтый. А на доске у нас дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем.

Если вы считаете себя первым человеком, которого встретил мудрец (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на нашем мероприятии, то прикрепите к дереву листок красного цвета).

Если вы считаете себя вторым человеком - (вам интересно было на мероприятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили, прикрепите к дереву оранжевый листок.

Если вы считаете себя третьим человеком, (это означает, что данное мероприятие было для вас полезно, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, прикрепите к дереву желтый листок.

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской культуры в разных видах деятельности Русская национальная культура - это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность.

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Презентация для воспитателей «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в разных видах деятельности» Физкультурно- оздоровительная работа в ДОУ -это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Протокол родительского собрания «Художественно — эстетическое воспитание детей в разных видах детской деятельности» Протокол №3 Собрания родителей (законных представителей) 2мл. гр. №2 от 18.03.2020г Тема собрания: «Художественно – эстетическое воспитание.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности»
Опубликовано: 4 октября 2022 в 12:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Применение технологии проблемного обучения в детском саду в разных видах деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Семина (УИ 187750) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД