Получи документы

Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры

Наталья Григорьевна Жукова
Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры

«Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры».

Ст. воспитатель МБДОУ д/с №32 Жукова Н. Г.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме. Детей отличает эмоциональная, духовная незрелость. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Такие факты доказывают значимость и актуальность работы по введению Православного компонента и духовно - нравственному воспитанию детей.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры» размещена в разделах

Работу по введению Православного компонента в ОП ДО МБДОУ д/с №32 мы начали с анкетирования педагогов и родителей с целью определения целесообразности внедрения основ православной культуры в практику работы с детьми. В результате анкетирования родителей выявлено, что родители отмечают православные праздники. Это либо является традицией семьи, либо становится таковым. Только 4% из опрошенных родителей заявили, что не отмечают православные праздники и не считают нужным делать это.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что родители согласны введению православного компонента, обеспечивающие формированию в дошкольном возрасте духовных качеств.

Цель: Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщая их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Задачи:

-Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

-Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.

-Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.

-Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории.

-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

-Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Основные принципы работы :

-Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»).

-Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).

-Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).

-Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).

-Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).

-Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).

Ожидаемые результаты работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста :

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, планируются следующие результаты:

• устойчивость навыков поведения;

• сформированность основ ценностных сфер личности;

• стабильность психического развития;

• целостность восприятия мира;

• воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

• формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

• развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремление к добру и неприятие зла.

Православный компонент мы вводили на основе программы А. В. Бородиной «Культура и творчество в детском саду», нами был приобретено учебно-методическое обеспечение программы, педагоги прошли курсы повышения квалификации.

Наш МБДОУ д/с №32 работает второй год по разработанной программе «Ладушки» по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры) Цель которой познакомить детей с историей и традициями православных праздников.

На основе православного календаря составлен календарно-тематический план праздников, включающий разнообразные формы, средства и методы приобщения к опыту традиционной народной культуры в рамках педагогического процесса. В детском саду традиционными стали православные тематические недели «Рождество Богородицы (Осенины)», «Покров», «Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Троица», «Спас». Это наиболее яркие, значимые праздники народного календаря. Обращение к ним помогает знакомить детей с трудовой деятельностью народа, его традициями и культурой, помогает устанавливать связи живой и неживой природы.

Подготовку к празднику связываем с тремя вопросами:

– Почему праздник получил такое название?

– Как готовился русский народ к празднику?

– Каковы традиции проведения праздника?

Подготовка к празднику начинается за 1-2 недели до знаменательной даты. В период подготовки к празднику преображается развивающая предметно-пространственная среда групп. В группах создаются условия, что бы дети смогли «прожить» тему самостоятельно в разных видах детской деятельности (в игре, рисовании, чтении художественной литературы и др.). Педагогами к каждому празднику продуман и подготовлен наглядный и практический материал согласно возраста детей. В совместной деятельности с воспитателями и специалистами у детей формируются представления о традициях подготовки и проведения праздника.

В течение дня во всех дошкольных возрастных группах реализуются все образовательные области через различные виды детской деятельности.

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Праздники на Руси всегда сопровождались различными играми и забавами. Самой интересной для дошкольников всегда была художественная деятельность. На Руси всегда было принято дарить «гостинцы» – подарки, которые символизируют не только хорошее отношение к человеку, которому даришь и создают атмосферу гостеприимства и веселья, но и приобщают к сакральным ценностям традиционной русской культуры. Дети всех возрастных групп с огромным желанием занимаются продуктивной деятельностью в творческих мастерских под общим названием «Подарок к празднику ….». На занятиях по художественному труду делают ангелочков на Рождество, оформляют салфетки на Покров, раскрашивают яйца на Пасху, лепят «угощения». Родители являются активными участниками.

К знаменательной дате мы имеем следующие результаты: у детей сформированы элементарные представления об истории и традициях праздника, они знают стихи, песни, танцы и игры, готовы презентации исследовательских проектов, оформлены выставка художественного творчества детей и родителей, буклеты, информационные листы, готовят газеты, лепбуки

Праздник – последний этап проекта – всегда самый зрелищный. На наших праздниках всегда много зрителей малышей, родителей, сотрудников и гостей детского сада.

Результативность введения православного компонента.

У воспитанников возрастает интерес к духовно – нравственному, культурно – историческому наследию и православной культуре. В процессе работы у каждого ребёнка сформировались представления о важных духовно – нравственных ценностях, личное отношение к ним, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка, гуманному взаимодействию с окружающим миром. Нам кажется, что это и есть самое главное, из-за чего мы включились в работу по Православному компоненту : дети способны любить и сопереживать, воспитаны и толерантны. А значит, работа проведена не зря.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей»Конспект образовательной деятельности по основам православной культуры «Быт и основные занятия русских людей» Задачи: Познакомить детей с русскими народными традициями, культурой, бытом. Прививать желание помогать друг другу и стремление радовать.

Конспект занятия по основам православной культуры «Молитва «Отче наш» Программные задачи: Рассказать детям о том, как Иисус Христос учил любить людей молить-ся. Познакомить детей с молитвой «Отче наш». Ход.

Конспект занятия по основам православной культуры. Иконы «Крещение Господне-Богоявление» Программные задачи: Рассказать детям о том, что Крещение Господне иначе называют Богоявлени-ем и о тайне Бога троице. Познакомить детей.

Конспект занятия по основам православной культуры «Наш удивительный мир» Программные задачи: Пробудить личность ребенка, направить к познанию Бога. Расширять представление детей об окружающей их среде. Учить беречь.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников детского сада по основам православной культуры Месяц Мероприятие (тема) Формы работы Ответственные Сентябрь «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Анкетирование Старший воспитатель по.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева Страхова О. С., воспитатель высшей категории, Детский сад №207 «Эдельвейс» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти В статье.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомысленен.» Н. М. Карамзин Наши мечты и надежды обращены в будущее, но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к основам православной культуры
Опубликовано: 25 марта 2018 в 18:05
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД