Папки-передвижки

Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям посредством народного творчества

Валентина Семёнова
Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям посредством народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

Невозможно переоценить роль музыки в нравственном воспитании дошкольников.

Большую роль в данном направлении играют такие формы работы как:

- Непосредственно Образовательная деятельность «Музыка»

- Кружковая работа

-Развивающая среда

В каждой возрастной группе прослеживается система работы по данному направлению. В соответствии с возрастом детей разработано комплексно-тематическое планирование, подготовлена картотека песенного творчества. Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Такие песенки и потешки как «Ладушки», «Петушок», «Заинька», «Сорока» способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей, и с их помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Что бы приблизить детей к русскому народному творчеству, с малышами разучиваю колыбельные песни. Дети не только подпевают и слушают песенки, но и сами поют куклам «Танечка, баю-бай», про «Кота-воркота», «Спи, мой Мишка».

Публикация «Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям посредством народного творчества» размещена в разделах

В музыкальный репертуар для детей среднего возраста включаю, такие песенки как: «Я на камушке сижу», «Где был, Иванушка?», «Блины» а так же русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т. п.)

Ребят старшего возраста знакомлю с русской народной лирической песней, в которой отражается жизнь человека, его горести и радости: «Как пойду я на быструю речку», «Было у матушки двенадцать дочерей». Сюда же входят игры с пением «Плетень», «Ворон» и множество других игр, а так же хороводы.

В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Любовно воспеваются в песнях широкие луга – место хороводных гуляний, покрывающая их «травушка-муравушка», кудрявая березка… Дети украшают себя венками, воспевают красоту окружающего мира.

Особого внимания заслуживает творчество таких признанных композиторов как Г. Струве, А. Филиппенко, Е. Зарицкая, Ю. Слонов и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д. Наглядно детей знакомлю с портретами русских композиторов.

Перед знакомством с новой песней или музыкальным произведением, стараюсь настроить детей на новую тему (День Защитника Отечества, День Победы, например, загадываю им загадку, соответствующую данной теме. Далее идет совместное обсуждение, слушаю высказывания детей (какой характер музыки, что под эту музыку можно делать, если это песня, то какие слова вам больше всего запомнились, в свою очередь стараюсь раскрыть красоту данного произведения, сделать их знакомыми и любимыми через репродукции картин, знакомство с пейзажной живописью. Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение, здесь в помощь идут яркие игрушки, например: петрушка, матрешка, неваляшка.

На своих занятиях рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Развивая чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, вместе с детьми разучиваем русские народные пляски, хороводы, интерес к этому привлекают красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

Знакомство детей с народными музыкальными инструментами происходит следующим образом. В начале инструмент показываю, слушаем его звучание, а потом, говорю о том, что в старину народные инструменты люди изготавливали своими руками. Использую различные музыкальные дидактические игры, например, «К нам гости пришли» или «Угадай, на чем играю?», взяла эту игру за основу и выстроила ее по сюжету русской народной сказки «Колобок» и дети угадывают не просто звучание инструмента, но и соотносят этот инструмент с героем сказки. Далее этот вариант усложняется. Детям старшего возраста предлагается такой вариант: окошечки домика закрыты, выбираю несколько любых музыкальных инструментов, например, дудочка, металлофон и погремушка, проигрываю поочередно несколько мелодий на каждом из выбранных инструментов и дети должны угадать не только звучание инструмента и героя к которому он относится, но указать ту верную последовательность или очередность героев сказки, в которой их встречал главный герой т. е. Колобок.

Таким образом, посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к народному творчеству, желание продолжать знакомство с ним. Итогом Непосредственно Образовательной области «Музыка» являются праздники и развлечения.

Праздники и развлечения

– это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, и всей жизни. Праздничный утренник включает в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят песни, танцы, художественное слово, театрализация, игры.

Особое значение в рамках нравственного воспитания имеет тема «Защитник Отечества».

Эта тема очень любима детьми. Предварительно на музыкальных занятиях мы говорим с детьми о защитниках нашей Родины. Дети поют песни, читают стихи, выполняют торжественные перестроения, соревнуются в ловкости, силе, подражая солдатам-воинам. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова, «Когда я вырасту большим» Г. Струве. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

И итогом этой деятельности является сам праздник «День Защитника Отечества»

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери это тема «8 марта», «Милая мама моя».

Для многих людей это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке. В мелодии песни А. Филиппенко “Пирожки” звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное:

- «А для милой мамочки испеку два пряничка»

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

- «Пускай узнает ветер

И звезды, и моря,

Что лучше всех на свете

Мамочка моя!»

И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”, и чувство нежности, ласкового спокойствия (песня М. Сидоровой “Мамочка у меня одна”).

Проводятся праздничные концерты, посвященные Женскому дню 8 Марта.

Большое внимание уделяется теме Великой Победе.

В этой теме знакомлю их с песнями тех времен и главной песней нашей страны - гимном. На празднике, посвященному дню Победы дети по-настоящему играют в военных, маршируют, поют песни «Когда ветераны идут на парад», «9Мая», «Праздник Победы» З. Роот, «День Победы» Е. Четверикова, «В День Победы» Г. Реброва, выполняют различные торжественные перестроения.

Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. Оно отличается особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

Празднуя «8 марта» зал украшен: воздушными шарами, цветами. Зимнее развлечение «Волшебница Зима» – зал украшает кружевная паутинка из белых снежинок. Масленица – центральная стен украшена русскими платками и традиционным чучелом. Все это делает обстановку радостной, а настроение приподнятым.

Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр.

Кружковая работа

Под моим руководством организован музыкально – литературный кружок «Радуга».

Здесь мы занимаемся вокалом, танцами, ставим инсценировки литературных произведений.

Мною была поставлена танцевальная композиция по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь» на современный лад, в ноябре 2013 года в РДК «Родина» мы представили ее зрителям на районном конкурсе «Маленькое чудо» и были награждены Дипломом «За поддержку Российской мультипликации».

На базе МБОУ ДОД – Центрального Дома творчества 28 февраля 2014 года проходил районный фестиваль театральных коллективов детского творчества «Театральный бенефис – 2014», от детского сада принял участие наш коллектив «Радуга», результатом совместной работы с детьми стали 2 грамоты: Грамота за 2 место в районном смотре-конкурсе «Театральный бенефис-2014» и Грамота за Лучшую мужскую роль, которую сыграл воспитанник подготовительной к школе группы Максим Лысак.

Развивающая среда

Уделяю внимание и предметно - развивающей среде. Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополняются музыкальными инструментами, наглядными пособиями, дидактическими играми.

В совокупности все этоприносит свои положительные результаты: у детей появляется желание исполнять русские народные песни, развивается музыкальный слух, память, расширяется словарный запас, проявляется творческое самовыражение детей в инсценировках песен, сказок, народных играх.

Результативность

• У детей сформированы знания о жанрах русской народной музыки.

• Дети умеют самостоятельно придумывать несложные мелодии, используя в качестве образца русские народные песни

• Умеют импровизировать и придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.

• Умеют пользоваться народными музыкальными инструментами и исполнять простейшие мелодии.

• Дети узнаю мелодию Государственного гимна РФ, и знают, что ее надо слушать стоя.

• У детей расширились представления о государственных праздниках.

• Дети участники и победители районных конкурсов.

• Воспитанники успешно осваивают образовательную программу.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них патриотизм, а музыка помогает детям воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!

Публикации по теме:

Личный перспективный план работы музыкального руководителя на 2013–2014 учебный год Личный перспективный план работы на 2013 – 2014 учебный год Музыкальный руководитель: Синицына А. Л. Дата Мероприятия Ответственный Сентябрь.

Выставка ко Дню ПобедыВыставка ко Дню Победы Хоть и прошел уже праздник Победы, но мне хочется показать Вам, уважаемые коллеги, работы наших родителей, которые с желанием откликнулись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям посредством народного творчества
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 14:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям посредством народного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Семёнова (УИ 211707) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД