Лучший педагог года

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Приглашаем в гости к нам»

Елена Орлова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Приглашаем в гости к нам»

Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы средняя

общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Конспект занятия в средней группе

«Приглашаем в гости к нам»

Воспитатель:

Орлова Елена Павловна

«Приглашаем в гости к нам»

Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Конспект занятия в средней группе „Приглашаем в гости к нам“» размещена в разделах

Цель. Знакомить детей с народными обрядами приглашения гостей в дом, встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок.

Содержание. Беседа о русском обычае встречать хлебом-солью Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям. Отгадывание загадок и повторение знакомых пословиц

Развивающие задачи: Развивать интерес к культуре русского народа. Обогащать словарный запас, развивать память

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народному творчеству, к народным традициям

Используемый материал: каравай хлеба, солонка с солью, иллюстрации к игре «Найди предмет», обруч с лентами для игры.

Словарная работа: рушник, хлебосольный, гостеприимство, радушный (приём).

Ход занятия.

Приход гостей.

Входят гости-дети

Хозяйка встречает гостей и вручает им хлеб – соль со словами:

- Здравствуйте, люди добрые,

Если величать, так на пороге встречать

Добро пожаловать к нам в гости

Милости просим.

Гости отламывают хлеб, пробуют его.

- Хозяюшка в дому

Что оладушек в меду,

Она прибирает, она подает,

Она за всех отвечает.

Хлеб да соль.

Проходите, гости дорогие.

- Присаживайтесь.

Хозяйка провожает их на место.

Воспитатель. По русскому обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и пригласить пройти в «красный угол». (Самое красивое и удобное место)

Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любил угощать своих гостей. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега».

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.

Воспитатель. – Дети, кто из вас знает поговорки или пословицы про хлеб-соль?

Дети. – Хлеб — батюшка, вода — матушка.

– Хлеб — кормилец.

– Без хлеба куска везде тоска.

– Хлеб бросать — труд не уважать.

– Без соли, без хлеба — худая беседа.

Воспитатель. Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

Воспитатель. Все мы на земле под богом ходим.

Радуемся, любим и творим.

Есть свои традиции в народе,

Праздник для души необходим!

У нас сегодня праздник, к нам гости пришли! Будем играть и вас потешать И начнем нашу игру песней «К нам гости пришли». (муз. Ан. Александрова,

сл. М. Ивенсен)

К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли.

А сейчас вдвоем

Мы для вас споем.

Вы похлопайте в ладоши,

Мы плясать пойдем.

Ты топни ногой,

Да притопни другой.

Я волчком крутиться стану,

А ты так постой.

Наш детский сад

Дружбой славится.

Приходите, гости, чаще,

Если нравится

Воспитатель. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответ детей)

Тогда вы сейчас будете отгадывать их, и находить этот предмет-отгадку.

Дидактическая игра «Найди предмет»

(На столе разложены предметные картинки. Дети подбирают отгадки)

Загадки

Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).

Из ее большой трубы

Дыма тянутся клубы.

Много можно в ней испечь,

А зовется просто … (печь)

Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт! (ухват).

Воспитатель. – До наших дней дошли поговорки, давайте их вспомним.

Дети. – «Что есть в печи, все на стол мечи»,

«Гостю щей не жалей, погуще налей»,

«Доброму гостю хозяин рад,

«Хоть не богат, а гостям рад».

Хозяйка. – Ай, да молодцы! Что же, ребята все сидим?

Аль играть мы не хотим? Выходите, веселей.

Поиграем поскорей! А игра у нас такая

«Заря - заряница», ох, какая!

Правила игры.

Один из детей держит шест с прикреплёнными на колесе лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Один из участников - водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

Заря – зарница,

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые.

Ленты голубые.

Раз, два-не воронь,

А беги как огонь!

С последними словами игрового припева. Водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

Воспитатель. Вот и пришла пора нам прощаться с Хозяйкой. Есть такая поговорка:

«В гостях хорошо, а дома лучше.»

Хозяйка. До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.

Дорогим гостям, милым, детушкам.

Мы всегда рады.

Дети прощаются с Хозяйкой.

Литература:

О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.

Адаскина О. Н. Русский фольклор. – М. : АСТ, 2001.

Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство Март, 2009

Покровский Е. А. Русские народные игры : Образовательные проекты. – М. : Сфера, 2009.

Раздел программы Н. Ф. Виноградовой «Познаем других людей и себя»

Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс, 2009.

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает.

Конспект занятия в средней группе «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Цель: Формировать интерес к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. знакомить детей с внутренним убранством.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

НОД «Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом» (вторая младшая группа) НОД "Приобщение к истокам русской народной культуры. Знакомство с русской печью, с бытом. " для детей второй младшей группы. Цели: - воспитывать.

Планирование работы в подготовительной группе детского сада «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Перспективное планирование работы в подготовительной группе детского сада по приобщению детей к истокам русской культуры. сентябрь 1. Тема:.

«Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радость» общеразвивающего вида» Приобщение детей третьего.

Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа)Фотоотчет. Приобщение к истокам русской народной культуры «Знакомство с русской печью» (вторая младшая группа) А вот и печь, во всей красе. Стол с домашней утварью. Дети в избу пришли, а Хозяюшка их встречает, в гости приглашает. Заходите, гости.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельностиПриобщение детей к истокам русской народной культуры средствами театрализованной деятельности Театральный кружок «В гостях у сказки»ПДО по театрализованной деятельности Л. В. Пронская «Приобщайте детей к истокам русской народной культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Приглашаем в гости к нам»
Опубликовано: 18 декабря 2015 в 23:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД