Получи документы

Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания

Екатерина Носова
Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

В отечественной педагогической психологии в конце XIX в. П. Ф. Каптеров выделил один из важных факторов успешности педагогической деятельности - «личностные качества» учителя. Им отмечалась необходимость таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, наблюдательность скромность. Необходимость остроумия, ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна для педагога готовность к эмпатии, т. е. пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Исследователями большое значение придается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Публикация «Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания» размещена в разделах

Рассматривая педагога как субъекта деятельности, исследователями были выделены профессионально-педагогические качества, которые, по мнению А. К. Марковой, могут быть очень близки к способностям. К важным профессиональным качествам, по А. К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция и т. д.

Рассматривая, как и А. К. Маркова, профессионально значимые качества педагога, Л. М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н. В. Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивными.

В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).

Список некоторых качеств (свойств) : вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность и др.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества : направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Н. В. Кузьмина включает в определение личностной направленности еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей.

Исходя из совокупности профессионально-педагогических и личностных качеств педагога, можно выделить несколько индивидуальных стилей педагогической деятельности.

Наиболее яркие примеры проявления индивидуальных стилей педагогической деятельности можно наблюдать у учителей-новаторов, которые не идут традиционными путями, а стремятся реализовать всю совокупность педагогических функций. Они максимально используют те функции своей профессиональной деятельности и особенности педагогической ситуации, которые позволяют им наиболее эффективно оказывать свое личностное воздействие на образовательный процесс.

В. Ф. Шаталов (народный учитель и новатор, отличающийся четкой, математически точной направленностью мышления, создал достаточно жесткую структуру организации учебного процесса, опирающуюся на схематическое изложение и обозначение материала (система опорных сигналов).

Демократический, основанный на доверии, подход к учащимся позволяет С. Д. Шевченко эффективно использовать в обучении ученическое самоуправление, раскрывать творческие возможности школьников.

Исследовательский подход Б. И. Дегтярева к учащимся ориентирован на постоянное изучение их личности. Им показаны возможные пути обучения учеников рациональным учебным умениям и развития их самопознания.

Направленность на формирование гуманных взаимоотношений учителей и учащихся легла в основу педагогической системы Ф. Г. Деака, которая была успешно реализована через принцип ролевого участия школьников в организации учебного процесса. Можно также назвать отличающихся творческим своеобразием Ш. А. Амонашвили, Г. Г. Кравцову, Е. П. Ильина, С. Н. Лысенкову, И. П. Волкова и др.

Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъектных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

Публикации по теме:

Активные методы обучения в работе учителя-логопеда «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА» В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют.

Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях .

Конспект индивидуальной деятельности учителя-логопеда с ребенком с умственной отсталостью легкой степени (2 год обучения) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271 Конспект индивидуальной коррекционной.

Метод проектов — высокоэффективная форма воспитания и обучения дошкольников Актуальность темы обусловлена следующими факторами. Перспективность и актуальность использования проектов состоит в том, что это способ.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как результат повышения качества образования и воспитания дошкольников» «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». (Китайская пословица) Наряду с совершенствованием воспитательно.

Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда». Крылова Татьяна Вячеславовна Учитель.

Паспорт средств обучения и воспитания в старшей группе Методическое обеспечение группы. 1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа.

Личностные и профессиональные качества педагога, как залог успешной адаптации детей Тема «Личностные и профессиональные качества педагога,как залог успешной адаптации детей» Сегодня каждый из нас стремится к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 15:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профессиональные и личностные качества учителя, влияющие на эффективность обучения и воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Носова (УИ 271964) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД