Получи документы

Профилактика психологического неблагополучия детей дошкольного возраста посредством работы с семьями «группы риска»

Татьяна Гольцева
Профилактика психологического неблагополучия детей дошкольного возраста посредством работы с семьями «группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы

Работу с социально неблагополучными семьями, дети из которых посещают детский сад, мы строим в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

В современной науке существует множество типологий семьи. Мы в своей деятельности опираемся на типологию семей, предложенную М. А. Галигузовой, которая, на наш взгляд, наиболее точно определяет особенности социально-психолого-педагогической помощи семье.

Публикация «Профилактика психологического неблагополучия детей дошкольного возраста посредством работы с семьями „группы риска“» размещена в разделах

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социальной, психолого-педагогической поддержке. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, нуждаются в психолого-педагогической поддержке.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем таким семьям оказывают образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Необходимо отметить, что данное направление в работе должен курировать социальный педагог, но в виду отсутствия такой должности в дошкольных учреждениях, обязанности по исполнению 120 ФЗ выполняет педагог-психолог ДОУ и воспитатели групп.

В нашем ДОУ сложилась определенная система работы с неблагополучными семьями :

1. Ежегодно приказом заведующей назначается ответственный за проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это педагог-психолог.

2. Создан и утвержден Совет профилактики ДОУ :

- Разработано Положение о Совете профилактики ДОУ,

целью которого является:

организация, координация, реализация социально-правовой и психолого-педагогической поддержки детей и семей группы «социального риска», а также находящихся в социально-опасном положении и (или) в трудной жизненной ситуации, а также, предоставление своевременной информации в органы опеки и попечительства.

- Разработан и утвержден годовой план работы Совета профилактики ДОУ

- Разработан и утвержден годовой план мероприятий по профилактике социального неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ.

3. Разработана и утверждена тематика заседаний родительского клуба

«Семь-Я»

4. Разработаны формы журналов учетасемей группы риска :

5. Разработан пакет документов на семьи воспитанников, находящихся на внутреннем учете ДОУ

6. Разработан диагностический пакет по выявлению неблагополучных семей : - анкета для родителей с целью получения первичных сведений о социальном статусе семьи.

- матрица определения социального (не)благополучия ребенка,

- матрица определения социального (не)благополучия семьи

7. Разработан алгоритм действий воспитателя по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Работа с социально неблагополучными семьями осуществляется в несколько этапов:

1. Диагностико-аналитический – предполагает изучение и анализ семей воспитанников, социального статуса семей, особенностей детско-родительских отношений, личностного развития ребенка, выявление детей часто длительно не посещающих ДОУ по неуважительным причинам или нарушающим режим ДОУ.

В начале года воспитатели групп с помощью анкеты для родителей, методом наблюдений за особенностями взаимодействия родителей и детей, собирают первичную информацию о семьях воспитанников (состав семьи, возраст и образование членов семьи, материальное положение, жилищные условия, особенности отношений в семье). На основании полученных данных педагогом-психологом составляется социальный паспорт семей детского сада.

В это же время педагог-психолог совместно с воспитателями групп определяет "проблемные зоны" развития ребенка по таблице, составленной на основе опросника, разработанного кандидатами психологических наук М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.

Затем, на заседании Совета профилактики ДОУ на основании изучения социального статуса семей, характера детско-родительских отношений, особенностей развития детей определяются семьи группы риска и социально неблагополучные семьи.

2. Коррекционно-профилактический этап - предполагает проведение :

- профилактической работы со всеми семьями,

- коррекционно-профилактической работы с членами семей группы риска в рамках краткосрочной помощи,

- коррекционной работы с социально неблагополучными семьями в рамках длительного периода.

Необходимо отметить, что работа с социально неблагополучными семьями начинается с постановки семьи на внутренний учет ДОУ. Данное решение принимается членами Совета профилактики ДОУ путем голосования. После этого изучаются причины неблагополучия, намечаются возможные варианты помощи данной семье. В настоящее время в ДОУ на внутреннем учете – 4 семьи.

На семью, стоящую на внутреннем учете ДОУ, заполняется карточка учета,

составляется индивидуальный план работы с данной семьей.

Традиционно в социально-педагогической работе уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В практике работы существуют и используются следующие модели помощи семье : педагогическая, социальная, психологическая, медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин вызывающих проблему.

В условиях работы дошкольного учреждения нами активно используются следующие модели:

• Педагогическая модель, которая базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей, ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Психологическая модель. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения между членами семьи и причин его нарушений. (конфликтные семьи, семьи в состоянии развода, неполные семьи, многодетные семьи, расширенные семьи)

Необходимо отметить, что эти модели деятельности с проблемными семьями в целом носят профилактический характер, особенно в этой помощи нуждаются дисфункциональные семьи, так как данная работа направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи.

В этих целях мы используем следующие формы работы с семьями разных категорий :

1. Работа родительского клуба «Семь-Я» (ответственный педагог-психолог ДОУ)

Цель работы клуба заключается в :

- реализации потребности родителей в психолого-педагогическом образовании и

поддержке;

- оптимизации детско-родительских отношений;

- обеспечении психологического здоровья детей и родителей.

2. Психолого-педагогические консультирование на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Роль отца в семье», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Ребенок и развод родителей», «Детские страхи: что, откуда, почему» и т. д.

3. Психолого-педагогические семинары-практикумы на темы: «Как помочь ребенку подготовиться к школе», «Идем в детский сад. Адаптируемся к садику вместе с ребенком», и т. д.

4. Через совместную проектную деятельность педагогов и родителей «Педагогическая культура у родителей», в котором взаимодействие с родителями строится на интерактивных формах работы.

5. Оформлены информационные стенды на тему «Права детей», «В помощь родителям. Ребенок имеет права быть счастливым в семье».

6. Для родителей создана электронная картотека по направлениям:

• консультации по вопросам обучения и воспитания детей,

• оздоровительно-гигиенической направленности,

• нормативно-правовые документы по вопросам образования, охраны здоровья, защите семьи и детства и др. ,

• методическая литература по вопросам воспитания и развития детей,

• дидактические, развивающие игры для детей.

7. Для родителей работает электронная почта специалистов и воспитателей ДОУ (педагога-психолога, музыкальных руководителей, старшего воспитателя, инструкторов по физической культуре)

Контроль за результативностью профилактической работы в учреждении осуществляется через проведение анализа состояния профилактической работы в ОУ.

Примерный алгоритм анализа

- характеристика качественного состава воспитанников, кадрового состава педагогических работников, имеющих отношение к профилактической работе;

- статистический анализ изменений в составе воспитанников и педагогических работников (динамический аспект за последние три года);

- статистические данные, характеризующие объем и качество профилактической работы;

- выявление проблемного поля (формулировка типичных проблем, причин их возникновения и проектирование системы мер по их устранению);

- состояние работы с позиции сформированности мотивации педагогов, родителей (законных представителей воспитанников к ЗОЖ, профилактике противоправных действий, проведению профилактических мероприятий.

- формулировка целей и задач деятельности на следующий учебный год с указанием предполагаемого результата по каждому направлению работы.

Индикатором эффективности работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является:

1. Уменьшение числа семей воспитанников, состоящих на учете в ДОУ.

Сравнительный анализ социального статуса семей с 2005 по 2012 года показал, что в нашем дошкольном образовательном учреждении наблюдается следующая тенденция: на протяжении длительного времени сохраняется соотношение полных и не полных семей, вместе с тем, существенно увеличилось количество многодетных семей, имеющих 3 и более детей, в период с 2011 года в три раза увеличилось количество семей воспитывающих опекаемых детей. Вырос показатель уровня образования родителей (родителей, имеющих высшее образование увеличилось с 62% до 76 %). Вырос уровень финансового благополучия, который проявляется в улучшении условий проживания, а также в увеличении количества семей, в которых один родитель выполняет функции материального обеспечения семьи (как правило – отец, а мать выполняет функции домохозяйки.

Публикации по теме:

Положение о школе «Молодая семья» 1. Общие положения: 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации.

Работа с родителями. «Положение о совете отцов» Положение о совете отцов. 1. Общее положение. *Совет отцов является общественным родительским органом и создан для осуществления следующих.

Автор публикации:
Профилактика психологического неблагополучия детей дошкольного возраста посредством работы с семьями «группы риска»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 16:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика психологического неблагополучия детей дошкольного возраста посредством работы с семьями «группы риска»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гольцева (УИ 315659) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД