Папки-передвижки

Психологическая готовность дошколят к школьному обучению

Елена Шишкова
Психологическая готовность дошколят к школьному обучению

Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии.

В России к этой проблеме одним из первых обратился К. Д. Ушинский. изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел успешность обучения достигается при определённых показателях развития этих психических функций. В качестве противопоказаний к началу обучения К. Д. Ушинский назвал слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов».

Публикация «Психологическая готовность дошколят к школьному обучению» размещена в разделах

Теме готовности ребёнка к школе были посвящены труды основоположников отечественной психологии Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина и Л. И. Божовича. Позиции большинства из них сводиться в следующем, что основной причиной неготовности ребёнка к школьному обучению является низкий уровень функциональной готовности «школьная незрелость».

Психологическая готовность формируется у ребёнка на протяжении всего дошкольного детства и является комплексным структурным образованием. Можно выделить несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешное обучение в школе.

• Личностная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.

• Мотивационная готовность. Ребёнок готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе людей.

• Интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, а так же развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

• Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни.

Одним из существенных показателей успешной адаптации детей к школьному обучению, является познавательная мотивация.

Уровень сформированности познавательной мотивации может быть установлена при помощи стандартизированных методов диагностики:

Методика Ильина М. Н. «Определения доминирования познавательного или игрового мотива ребёнка» (Приложение 1)

Методика Гинзбурга М. Р. «Определение мотивов учения» (Приложение 2)

Процесс формирования мотивационной готовности ребёнка к школе невозможен без тесного сотрудничества педагогов ДОУ с родителями.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Одной из таких задач является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью повышение родительской компетентности при подготовке детей к школе. Весь педагогический коллектив оказывает определённое воздействие на воспитанника ДОУ. Чтобы это воздействие было взаимосвязанным, необходимо скоординировать постановку целей и задач педагога-психолога, логопеда, педагогов дополнительного образования, социального педагога и воспитателя группы.

Развивать старшего дошкольника как полноценного ученика нужно в следующих направлениях:

- формировать мотивацию учения как побудительную силу;

- развивать любознательность и познавательные интересы ребёнка как основу познавательной деятельности;

- повышать уровень произвольности психических процессов как фундамента учебной деятельности;

- формировать основные свойства субъекта учебной деятельности, без которых немыслимо овладение этой деятельностью.

Учитывая трудности адаптации дошкольников к школе, существует необходимость подготовки детей к школьной жизни. Необходимо использовать занятия по адаптации детей к школьному обучению, где основными задачами являются:

• формирование познавательной мотивации;

• развитие познавательных психологических процессов (внимание, память, мышление и другие);

• улучшения взаимодействия с взрослыми и сверстниками; снижение тревожности и страхов;

• развитие эмоционально-волевой сферы. Курс таких занятий помогут для успешной адаптации и обучения детей в школе.

Приложение 1

«Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка» (методика Ильина М. Н.)

Проведение исследования:

Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца,

Текстовый материал:

Сказка «Почему зайцы зимой белые шубки носят»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу.

Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.

— Нет, одолею!

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:

— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.

— Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:

Князю тепло,

Князю жарко!

Греет, горит — Солнышко ярко!

Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат.

А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.

Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Выводы

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Приложение 2

«Методика определения мотивов учения»

(Методика разработана в 1988г. М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой).

Цель: выявить относительную выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

Метод: эксперимент, беседа.

Процедура проведения.

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминания.

Инструкция:

"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив.)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:

1) А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)

2) С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)

3) С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.

Выборы Мотивы, №

1 2 3 4 5 6

I выбор

II выбор

III выбор

Контрольный

выбор

• Внешний мотив – 0 баллов;

• учебный мотив – 5 баллов;

• позиционный мотив – 3 балла;

• социальный мотив – 4 балла;

• отметка – 2 балла;

• игровой мотив – 1 балл;

Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.

Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т. е. различные подходы во всех ситуациях.

Список литературы:

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе., 2007.

2. Голикова Н. формирование мотивационной готовности к школе. //Дошкольное воспитание. -2004-№4.-с. 42-48

3. Кравцова Е. Е. психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -М. :Педагогика,1991.-150с.

4. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г., Экспресс- диагностика в детском саду. ,-2-е изд. -2011. с. 61

5. Широкова Г. А. справочник дошкольного психолога. ,2010.

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Тест для родителей будущих первоклассников Проверим уровень своей готовности к обучению ребенка в школе. Отвечайте на вопросы искренне. Это поможет выявить трудности, которые могут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность дошколят к школьному обучению
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 12:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД