Папки-передвижки

Психологическая готовность ребенка к школе

Елена Абзалова
Психологическая готовность ребенка к школе

«К школе готов

Быть готовым к школе - не значит уметь

читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит

быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер

Проблема готовности ребенка к обучению всегда привлекала внимание психологов и педагогов. В практике обучения первоклассники испытывают заметные трудности, связанные с адаптацией к условиям систематического обучения, усвоением учебного материала, поддержанием необходимого уровня дисциплины и т. д. Это говорит о том, что существующие формы обеспечения готовности ребенка к школе недостаточно эффективны, что требуется специальная система помощи ребенку, которая бы готовила его к обучению в начальной школе.

Публикация «Психологическая готовность ребенка к школе» размещена в разделах

Что же это такое «готовность к школе

Готовность к школе - это, прежде всего психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое развитие ребенка, сформированное желание учиться и элементы учебной деятельности.

Готовность к школе – это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в обучении.

Психологическая готовность определяется системой требований, предъявляемых к ребенку школой : ответственное отношение к учебе, произвольное управление поведением, систематичное и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе.

Сегодня изменились как требования общества, предъявляемые к ребенку, так и изменились сами дети. У современного дошкольника произошли такие значимые изменения как :

• Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

Только до 20% дошкольников имеют высокий уровень сформированности таких познавательных функций как внимание, зрительно – пространственное восприятие, память, зрительно – моторные координации, речь и произвольная регуляция деятельности.

Эти сложности являются предвестниками сложностей в обучении навыкам письма и чтения. Значительное число детей (до 45%) имеют низкий или средний уровень сформированности творческого мышления. Это может быть связано с недостаточным вниманием к творческой самореализации ребенка в семье и детском саду.

• Недоразвитие мотивационно - потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности (из-за снижения уровня развития сюжетно-ролевой игры). Способность к произвольной регуляции имеет особое значение для успешного обучения в начальной школе. Степень сформированности этих функций является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению.

• Снижение уровня детской любознательности и воображения.

• Разрушение детской субкультуры, дефицит общения, недостаточная социальная компетентность.

Пространство, в котором дети прежних поколений приобретали опыт непосредственного общения с окружающей средой, для сегодняшних детей стало ограниченным. Многим из них не хватает собственного опыта движений и деятельности. Этот опыт и деятельность сплошь и рядом заменяют телевидение и компьютер, которые часто становятся для детей и партнерами по игре и няньками.

Формируется тип личности не деятеля, а пассивного созерцателя.

• Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди дошкольников не более 15% детей можно назвать здоровыми (20 лет назад их было 23%, 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, примерно столько же страдают разными неврозами.

В отличие от 60-х годов, когда речь шла об акселерации развития, ускорении темпов физического созревания детей, уже с 90-х годов учеными-медиками зафиксирован обратный процесс-процесс децелерации, замедления темпов роста и физического развития.

Также произошли изменения в отношениях детей и родителей:

• Снижение родительской мотивации (хочу быть хорошим родителем, но ничего не хочу делать).

• Низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, который привел к резкому возрастанию семей неполных. Прогнозируется увеличение доли таких семей до 40%.

Все это требует смещения акцентов в работе. Педагогам нужно учиться работать с такими детьми.

Изменилось также отношение родителей к проблеме готовности к школе. Своими руками взрослые, родители устраивают предшкольный бум.

Проведенный опрос родителей детей от года до трех лет, посещающих ясли, показал, что 67,6% родителей ожидают от детского дошкольного учреждения главным образом интеллектуального развития своих малышей, которым в первую очередь необходимо овладеть навыками самообслуживания и общения с детьми и взрослыми.

Вот оно, главное противоречие сегодняшнего воспитания: родители строят "светлое будущее", а ребенок хочет (и вправе) получать удовольствие от сегодняшнего дня - от общения с мамой и папой, от игр с друзьями и интересных занятий.

Возникает замкнутый круг: в связи с ростом родительских амбиций возрастают и требования школ, предъявляемые к поступающим в первый класс детям. Педагогам необходимо учиться работать с такими родителями, заставлять задумываться, какова цена усиленной интеллектуальной подготовки к школе, разъяснять им критерии готовности детей к обучению. И чем больше будет "здоровых" родителей, для которых главное - счастье ребенка сегодня, которые будут иметь научные знания о готовности к школе, тем меньшим ажиотажем будет сопровождаться период подготовки к школе и меньше проблем будет у детей в самой школе.

Мы должны сами хорошо понимать и убедить в этом родителей, что готовность к школе нельзя свести к каким-то двум-трем показателям, изолированным друг от друга. готовность к школе характеризуется большим числом признаков, которые тесно между собой связаны и взаимообусловлены.

Готовность к школе - это не "программа", которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это интегральное свойство личности ребенка, развивающееся при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в детском саду, в семье и в других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом - через "участие в жизни".

Основные компоненты «готовности к школе» :

Мотивационный компонент

Интеллектуальный компонент

Эмоционально - волевой компонент

Коммуникативный компонент

Сформулируем определение каждого из компонентов.

Мотивационный компонент предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности.

Интеллектуальный компонент предполагает достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно- образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением).

Волевой компонент - умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме правила).

Коммуникативный компонент – наличие произвольно-контекстного

общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.

Итак, чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем.

Самый главный показатель готовности к школе у Безруких М. М. (а это подтверждают и физиологические исследования, и анализ анкет учителей начальных классов) – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что – то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, он пока не умеет воспринимать инструкцию. Маленький ребенок исходно чрезвычайно любознателен, у него огромная познавательная потребность, он хочет все знать, думать. Значит, взрослые должны построить занятия так, чтобы заинтересовать детей.

Второй показатель: умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу и умеет исправить то, что он сделал неправильно. Еще один важный показатель – умеет ли ребенок принимать помощь и попросить помощь. Всему этому его надо учить. С ребенком надо работать.

Может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы, нужно больше времени уделять занятиям школьного типа, и не тратить времени на несерьезные занятия: игру, конструирование, лепку, прогулки. Хотя возможности 6 –леток в усвоении знаний велики, но они потребуют огромных психических и физических сил. Дошкольный возраст имеет свои внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести к непоправимым ошибкам. Поэтому игра, как главное отличие дошкольника от школьника, позволяет формировать все компоненты готовности к школе.

Публикации по теме:

Компьютерные игры и психологическая готовность дошкольника к школе Актуальность нашего исследования обосновывается утверждением и введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Паутовский детский сад «Солнышко» Консультация для родителей. «Психологическая.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи,.

Психологическая готовность к обучению ребенка в школе Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для.

Психологическая готовность к обучению в школе Психологическая готовность к обучению в школе. Дети по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в первый месяц. У других – может.

Психологическая готовность к школе Современная действительность предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Обучение в школе кардинально меняет всю его жизнь:.

Рекомендации для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» Ну, вот ваш ребенок и закончил детский сад, закончилось его дошкольное детство. Вы уже думаете о том, как ваш ребенок пойдет в школу. И.

Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Психологическая готовность ребенка в школе это не значит, что ребенок умеет читать писать и считать, это значит, что ребенок готов всему.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе»Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Психологическая готовность детей к школе» Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о психологической готовности ребёнка к школе, ведь, к сожалению,.

Собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению» Цели собрания: - повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению; - раскрыть понятие «Психологическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность ребенка к школе
Опубликовано: 30 января 2018 в 20:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД