Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования

Анжелика Делова
Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования

Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше детей с отклонениями в эмоциональной сфере.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Эмоциональную сферу необходимо внимательно изучать и бережно развивать.

В наши дни уместно вспомнить феномен "засушенного сердца", открытый еще Л. С. Выготским. Под этим термином понимается обедненность чувств во взаимоотношениях людей. Подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других.

Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на "детские" проблемы.

Особенно важно объединить усилия воспитателей, всех специалистов детского сада и родителей, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Д

Жизнь в нашем детском саду организованна таким образом, что ребёнок имеет возможность играть, заниматься, укреплять физическое и психическое здоровье. Созданы все условия для эмоционального благополучия детей. Большое внимание уделяется развитию эмоционально-личностной сферы.

Для детей младшей группы мы создаем «домотеки», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки, или другие вещи, напоминающие о доме, так как это позитивно влияет на развитие эмоциональной сферы. Это по- настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата. Проводим игры для развития эмоциональной сферы («Необычный колобок» (мяч, передаваемый по кругу, вспоминая сказку «Колобок», «Живые картинки» (картинки с эмоциями сказочных героев) и др.

С детьми средних групп я провожу занятия по коррекционно-развивающей программе С. И. Семенака «Уроки добра». Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно. Так как в этом возрасте агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Коррекционно – развивающая программа включает 21 занятие, которые я провожу с ноября по март месяцы 1 раз в неделю в процессе которых решается ряд важных задач:

-раскрываются понятия – «добра» и «зла»;

-знакомство детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

-изучение эмоционального состояния другого и собственного образа, соотнося его с конкретной ситуацией;

-развитие эмоциональной произвольности;

-изучение способов управления собственным поведением.

В средних группах небольшой уголок психологической разгрузки - «Дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом более понятным,а помощь нас взрослых в случае необходимости –эффективной и своевременной

Знакомство с базовыми эмоциями осуществляется, как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специально организованных занятиях по программе эмоционального развития Крюковой С. В. и Слободянник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» для детей старших групп (17 занятий по 1 занятию в неделю с декабря по март), где дети переживают эмоциональное состояние, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, отражающими эмоции и чувства. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, что они начинают лучше понимать себя и других, у них развивается чувство эмпатии, кроме того дети знакомятся с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием.

С помощью сюжетно-ролевых, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, мимики и пантомимики, психомышечной тренировки развивается эмоциональной сфера детей.

В старших группах создан экран настроения. Каждое утро дети, приходя в группу, прикрепляют свою фотографию на ту эмоцию, которая соответствует их настроению.

В соответствии с ФГОС для успешной реализации программы эмоционального развития детей дошкольного возраста должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1. уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5. поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6. возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7. защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Таким образом, эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания, развития и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта.

Очень важно, чтобы ещё в дошкольном детстве ребёнок приобрёл опыт эмоционального реагирования, поскольку этот период является сензитивным для развития эмоциональной сферы.

Большое внимание уделяю работе с родителями.

Часто на эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких, поэтому очень важно, чтобы родители:

• относились к страхам серьезно, не игнорировали и не умоляли их; давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка);

• помогали детям выразить страх в словах («Ты испугался тогда, когда, рассказали о собственных страхах;

• давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);

• допускали здоровую дозу страха (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);

• давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);

• реагировали на детское восприятия реальных жизненных событий («Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать).

Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего могут быть проведены соответствующие беседы с ребенком. Стремитесь, чтобы ваш ребенок был восприимчив к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с его собственным (например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, плохим, хорошим, обычным, странным.

Если с рождения ребёнка окружает любовь и забота близких, то у него формируется чувство защищённости. Дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Только чувствуя любовь матери, отца и близких людей, т. е. дедушки, бабушки, ребёнок растёт эмоционально благополучным. Важно, чтобы семья была полной. Сейчас в стране более полутора миллионов неполных семей. Это наносит огромный ущерб эмоциональному благополучию детей. Во всех ли СЕМЬЯХ создана атмосфера добра и взаимопомощи, много ли уделяют времени родители ребёнку, играют с ним, посещают театры, музеи, выставки? К сожалению, не всегда. Часто женщине–матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу.

Для того чтобы дети росли эмоционально благополучными, мы, воспитатели, должны много работать с родителями. Ведь так много зависит от личности воспитателя! Он должен быть культурным человеком, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.

Психолог,воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не значит, что он «пуп земли», неженка, заваленный сладостями и игрушками. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.

Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по требованиям ФГОС до. Основная образовательная область: безопасность. Тема: «Собака злая и добрая» Цель: познакомить детей с собакой злой и доброй, с ее детенышем – щенком и формирование навыков безопасного.

Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе согласно требованиям ФГОС» Консультация для родителей Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе, согласно требованиям ФГОС ДО (от пяти до шести лет) Возрастные.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе согласно требованиям ФГОС доОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе согласно требованиям ФГОС до Представляю вашему вниманию предметно- пространственную среду моей группы. Слайды готовились для презентации к аттестации. Мы постарались.

Консультация для воспитателей «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста» Для каждого ребёнка в период дошкольного детства очень важно создание основ психологического и эмоционального благополучия. Это и является.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Психологическое сопровождение естественного развития детей в раннем детстве.   На этапе раннего детства у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Если упустить.

Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Психологическое сопровождение освоения старшими дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования Одной из задач.

Работа с родителями согласно требованиям ФГОСРабота с родителями согласно требованиям ФГОС Уважаемые коллеги! Хочу с вами поделиться о проведенном мною родительского собрания, посвященного началу учебного года. Согласно новым требованиям.

Занятие по развитию речи в соответствии с ФГОС «Осень» в средней группе Тема: Чтение стихотворений об осени. (В. В. Гербова «Занятия по развитию речи» стр. 40, 57) Программное сод-е: — связная речь: приобщать.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 27 октября 2015 в 15:56
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего...
Конспект фронтального занятия по формированию связной речи для детей старшего возраста компенсирующей группы с ТНР. Тема: Составление описательного...
Коллективная работа в младшей группе на тему «Золотая Осень»
Коллективная работа «Золотая Осень» Нетрадиционная техника рисования «Пальчиками» Цель: учить детей рисовать в технике "Пальчиками" листья деревьев, вносить...
«Экскурсия по городу»
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Активная форма взаимодействия с родителями. Тема встречи родительского клуба...
Тема: Финансовая грамотность – это очень важно! Форма: родительский клуб, встреча. Цель: Заложить основы финансовой грамотности, способствующие...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Банк».
Конспект сюжетно-ролевой игры «Банк». Цель. Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк» Задачи. • Развивать и обогащать сюжет...