Елена Бабаева
«Психологическое здоровье ребёнка через православное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 2 «Искорка»
Московская обл., г. Протвино, ул. Московская, д. 8, тел. 74-65-40
СТАТЬЯ
«Психологическое здоровье ребёнка через православное воспитание»
подготовила
Бабаева Елена Адольфовна
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР –
д/с № 2 «Искорка»
г. Протвино 2012 г.
Публикация «„Психологическое здоровье ребёнка через православное воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Психологическое здоровье ребёнка через православное воспитание.
«Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.
Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья.
Если человек загадывает на века – он воспитывает детей»
(Японская мудрость)
В последнее время всё чаще и чаще слышу от людей моего поколения воспоминания о своих бабушках : как бабушка говорила, чему учила, как наставляла… Правильно говорят, что всё закладывается в детстве. Я точно знаю, что я и мои знакомые, имеющие таких бабушек, никогда не оставят человека в беде, всегда придут на помощь, не отдадут родителей в дом престарелых и т. д. Это невозможно, исключено. Потому что заложено с детства: не убей, не укради, помоги ближнему, почитай старших…
Каково положение в воспитании сейчас? Рассмотрим несколько примеров.
Моя семья очень любит школу № 3. В ней учились и закончили её мои дети. Учился в этой школе и мой муж. Во время учёбы мужа, школа была образцово – показательной, очень красивой. В ней проходили съёмки фильмов «Кыш и два портфеля» и «Сдаётся квартира с ребёнком». Затем разруха, выбитые стёкла, разрисованный фасад.
Однажды моя мама, гуляя около школы, невольно залюбовалась новыми окнами бассейна. Прозвенел звонок в школе. Выбежала детвора. Рядом с мамой остановились два подростка 10 – 11 лет. И эти холёные, хорошо одетые дети, явно из благополучной семьи, взяли камни и, смеясь, стали кидать их в новые стёкла. Мама в вежливой форме сделала им замечание: «Дети, как вам не стыдно…» А когда она повернулась и пошла, сзади раздался смех, и прямо в спину пожилого человека полетели те же самые камни.
Это наши дети, наши воспитанники!
Другой пример. Я гуляла со своей собакой. Собака большая (афганская борзая, но совершенно безобидная, очень добрая. К нам подошли молодая мама с малышом. Малыш радостно смотрел на собаку и вдруг неожиданно со всей силы ударил мою Геру по голове. Самое главное – это реакция мамы. Она расхохоталась так, что не могла остановиться. А мне было очень жалко мою собаку.
Таких примеров, я уверена, каждый из вас может привести великое множество. Что – то ушло из системы воспитания наших дней, что – то главное, основное, без чего воспитание невозможно.
Давайте разберёмся.
Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно – воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушли из нашего обихода слова: духовное, духовность. А отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению.
Исчезают слова:
добро – как источник радости, мир и согласие в душе;
покаяние – как отречение от зла;
милосердие – как милость в сердце;
благодать – как добрые дела и любовь к близким.
Люди всё больше стали нетерпимы друг к другу, жёстче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только… «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста» (Евангелие от Луки).
В настоящее время в нашем обществе нравственные ценности из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи. В результате этого усиливается разобщенность людей, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, нарастание неадаптивных форм поведения.
Исследования отечественных психологов и педагогов (И. В. Дубровиной, И. Я. Медведевой, К. Д. Ушинского и др.) показывают, что падение нравов есть страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей.
Проблема духовно-нравственного воспитания заявлена уже давно и решается: в трудах святоотеческого наследия (св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Тихона Задонского и др., в трудах богословов (С. Л. Епифановича, А. И. Осипова, П. А. Флоренского и др., в трудах философов (М. М. Бахтина, В. В. Зеньковского, И. Н. Ильина, Н. О. Лосского и др., в трудах культурологов, искусствоведов, этиков (П. А. Гнедича, В. А. Блюмкина и др., в психологических исследованиях (Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович и др., в педагогических исследованиях (В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, О. М. Потаповской и др.).
К. Д. Ушинский напоминает нам о том, что «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, заимствованных у другого народа… Народ без народности – тело без души».
По мнению И. В. Дубровиной, «чем дальше человек отходит от традиций культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути».
И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова убеждены в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную для родителей и страны этику.
В нашем детском саду № 2 «Искорка» г. Протвино проводится большая работа по подготовке детей к школе. Дети подготовительной группы «Почемучки» занимаются по специально разработанной программе «Предшкольная подготовка». Работает «Лаборатория по экспериментальной деятельности детей с неживой природой», дети занимаются по авторской программе «Калейдоскоп научных игр», работают кружки дополнительного образования: «Слогалик», «Хочу читать» и т. д. Вся работа даёт хорошие, стабильные результаты. Но послушайте, что говорил прославленный писатель Даль: «У нас, более чем где – нибудь, просвещение сделалось гонителем всего родного и народного…Своё родное, и доброе и худое, обходит нас с самого младенчества, словно тень. Родители и воспитатели, не ведая что творят, направляют всю духовную и нравственную жизнь ребёнка на чужбину, - а человек, не приученный с пелёнок к своей почве, едва ли к ней приживётся…»
Мы очень хотим, чтобы наши дети выросли умными, образованными, успешными. Но также мы хотим, чтобы у каждого из них была светлая, чистая, добрая душа.
Опираясь на статью 63 Семейного Кодекса РФ «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», в которой сказано, что «родители имеют права и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей… Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами», мы провели анкетирование родителей на тему «Православное наследие». Результаты нас приятно удивили.
100% семей отмечают православные праздники и уже считают их семейной традицией.
70% семей считают, что правильно познакомить с основами православия может только специально обученный человек. И это правильно.
Больше половины опрошенных семей хотели, чтобы их ребёнок посещал кружок дополнительного образования «Православное наследие». Есть запрос на создание православной группы.
Учитывая всё вышесказанное, в этом году мы открыли кружок «Православное наследие». Его ведёт замечательный педагог, выпускница Московского Православного Свято – Тихоновского Богословского института Кузнецова Наталия Васильевна. Молодой, добрый, отзывчивый педагог. Наталия Васильевна занимается с детьми по авторской программе «Духовное краеведение». В кабинете краеведения дети старшего дошкольного возраста знакомятся с православными праздниками, русскими традициями, учатся просить прощение и прощать. Дети стали добрее, внимательнее друг к другу.
Программа «Православное наследие» раскрывает ценности христианской морали, знакомит детей с отечественными духовно-нравственными традициями. Программа имеет много общего с программами, ориентированными на приобщение детей к отечественным духовно-нравственным традициям (программа О. М. Потаповской «Подарок к празднику» (для детей 5 – 6 лет, программа студийных занятий с детьми А. А. Крячко «Введение в традицию» (для детей от 1,5 до 8 лет, программа Броницкой Н. А. «Преображение души – служение Отечеству»" (для детей дошкольного и младшего школьного возраста).
Дети учатся просить прощение, прощать, уважительно относиться к старшим.
Наша программа «Православное наследие» была представлена на VI Международной научно – практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве». За доклад «Психологическое здоровье ребёнка через православное воспитание» мы были удостоены Диплома I степени.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Петракова Т. И., Евладова Е. Б., Макеева С. Г. Духовно – нравственное воспитание в начальной школе /Научно – методические рекомендации. – М., 2004 г.
2. Духовно – нравственное воспитание : преемственность и развитие /По материалам научно – практического семинара «Государственная политика РФ по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодёжи». – М., 2004 г.
3. Бородина А. В. Основы православной культуры /Учебное пособие для 1 класса. – М., 2005 г.
4. Горячева И. А. Учимся читать, писать и любить мир /Школа К. Д. Ушинского – педагога и христианина. – М., 2010 г.