наталия денисова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) по теме: «Путешествие по России».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Конструирование»
Цель: продолжать формировать интерес к природно-климатическим зонам России.
Задачи:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие по России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между характерными особенностями природных зон и механизмами приспособления живой природы к среде данной природной зоны (тайга – произрастает растительность, не требующая много света, тундра – неприхотливые к теплу растения и т. д.)
• Подводить детей к самостоятельному составлению характеристики природно – климатической зоны на основе сравнения с другой природной зоной.
Развивающие задачи:
• Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, анализировать, обобщать строить предположения.
• Развивать символическую функцию мышления, умение работать с картой – планом.
• Совершенствовать умение планово подходить к реализации поставленной цели.
Воспитывающие задачи:
• Вызывать чувство осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
• Воспитывать умение работать в коллективе
Демонстрационный материал: карта России, БИТы (белка-летяга, лемминг, степной орел, модель компонентов природно –климатических зон, иллюстрации рельефа, почвы, животного и растительного мира климатических зон (тундры, тайги, степи, лесозоны, макеты климатических зон, животные, птицы климатических зон, карточки (желтая, зеленая, сиреневая) для обозначения климатических зон.
Раздаточный материал: модели деревьев домов, строительные детали конструктора, ватман, плоскостные модели (геометрические формы).
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание макетов климатических зон, красной книги, иллюстраций (БИТов) и беседа по ним, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель: - Я хочу вас пригласить отправиться в путешествие.
(Подводит их к карте России).
-Посмотрите, какую территорию занимает Россия?
Дети: - Большую.
(воспитатель показывает указкой карту России).
Воспитатель: - Да. Россия – самая большая страна в мире. Основное население, живет в западной части страны. Почему?
Дети: - На востоке страны зимы ужасно холодные.
Воспитатель: - Легко ли обойти Россию пешком?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Да, если идти пешком нам понадобится 8 месяцев. – А на чем мы можем еще путешествовать?
Дети: - На автобусе, автомобиле.
Воспитатель: - Если путешествовать на автобусе, понадобится 76 часов (3 суток). С помощью какого транспорта можно попасть в любой уголок страны, причем очень быстро?
Дети: - Самолет.
Воспитатель: - Правильно и путешествие наше будет намного короче, всего 8 часов.
Воспитатель: - Так на чем мы отправимся в путешествие?
Дети: - На самолете!
Воспитатель: - Вот он (воспитатель ставит самолетик на карту). И отправимся мы вот из этой точки: г. Саров. Самолет у нас необычный, в нем займет место, только тот, кто ответит на вопросы:
Воспитатель (задает вопросы). - Какие компоненты природно –климатических зон вы знаете?
Дети:
• Рельеф поверхности: гора, равнина;
• Климат;
• Почва: (чернозем-степь; подзолистая- тайга, песчаная- пустыня, серые лесные).
• Вода;
• Растительный и животный мир
Воспитатель: А какой бывает рельеф?
Дети: - Горы, равнины.
Воспитатель: - Молодцы. А какая бывает почва?
Дети: - (чернозем-степь; подзолистая - тайга, песчаная- пустыня, серые лесные).
Воспитатель: - Ну что, на вопросы вы ответили самолет готов к полету. Полетели!
(Воспитатель передвигает самолет по карте, где производит посадку –останавливается)
- 1 я посадка тайга. Дайте мне характеристику тайги по этой таблице.
(Дети подходят к макету, рассказывают о рельефе, климате, а растения и животные выставляют на макет)
Дети: - Равнина.
Дети: - почва подзолистая.
Дети: - Климат относительно теплый и мягкий, при большом количестве осадков.
Дети: - Влажный,
- осадков выпадает больше, чем испаряется.
Воспитатель: - Важная особенность климата: средняя температура самого теплого месяца (июля) выше + 10 градусов, т. е. достаточно тепло для роста хвойных лесов.
Воспитатель: Преобладают растения, не требующие много света, какие?
Дети: – Мох, черника, кислица.
-Сибирская сосна (кедр, сибирская пихта.
Воспитатель: Назовите представителей животного мира, характерные для тайги.
- Птицы: глухарь, тетерев, рябчик, кедровка.
- Животные: бурый медведь, лось, сибирская косуля, марал, рысь, рассомаха, соболь, заяц-беляк, бурундук, белка - летяга,
Воспитатель: - А вы знаете что, в тайге водиться белка – летяга. Почему ее так называют? Она не умеет летать, а просто вытягивает лапы и совершает затяжной прыжок с одного дерева на другое.
Воспитатель: - Каким цветом мы обозначим тайгу? Почему? (зеленым)
- Ну, что продолжим дальше наше путешествие.
- А сейчас мы отправимся в следующую климатическую зону (перемещает самолет по карте) Перелет закончен. Вы догадались, где состоялась наша вторая посадка. Это – степь. Дайте характеристику степи по таблице.
(Дети подходят к макету, рассказывают о рельефе, климате, а растения и животные выставляются).
Дети: - Равнина.
Дети: - почва чернозем.
Дети: - Климат: жаркий и засушливый.
Дети: - осадков выпадает мало,
Воспитатель: - Превышение испарения над осадками, дефицит влаги. Рост растений неблагоприятен. Почему?
Дети: - Потому что не хватает влаги.
Воспитатель: - Важная особенность климата - среднегодовая температура +3, +10 градусов.
Воспитатель: - преобладают растения не требующие много влаги, какие?
Дети: - шалфей, таволга, румянка, клевер, эспарцент, сон-трава, горицвет.
Воспитатель: - А деревья?
Дети: Для их роста не хватает влаги.
Животные: сайгак, лисица-корсак, степной хорь, сурок, суслик, хомяк.
Птицы: - орел, лунь, жаворонки, журавль-кросавка.
Воспитатель: А вы знаете, что степной орел, гнездиться прямо на земле. Физкульт – минутка. (в виде релаксации).
Воспитатель: - Каким цветом мы обозначим степь? Почему? (желтым).
Воспитатель: - Ну что продолжим полет?
- А сейчас мы отправимся в следующую климатическую зону (перемещает самолет по карте) Перелет закончен. Вы догадались, где состоялась наша третья посадка. Это – тундра. Дайте характеристику тундры по таблице -
Дети: - Равнина.
Дети: - Торфянистая почва.
Дети: - Почва почти не оттаивает и плохо прогревается.
Дети: - Климат– холодный. Зима 7-8 месяцев.
Дети: - влажный, осадков выпадает больше чем испаряется.
Воспитатель: - Почему, рост растений неблагоприятен?
Дети: - Потому что холодные почвы.
Воспитатель: - Средняя температура летом, не выше +10, прохладно. Солнце поднимается невысоко, но зато на протяжении многих дней светит круглые сутки.
Воспитатель: - По этому, растения не высокие, не требующие много тепла. Какие?
Дети: - мхи и лишайники.
Воспитатель: - На их фоне развиваются низкорослые цветковые растения.
Деревья карликовые: карликовые береза и ива с ползучими побегами.
Дети: - Животные: северный олень, песец, лемминги.
-Птицы: розовая чайка, белая сова, куропатки, кулики песочники, белый журавль.
Воспитатель: - А вы знаете, что лемминг – это крысоподобное животное обитает в холодной тундре. Зимой оно зарывается под снег в поисках пищи. Каким цветом мы обозначим тундру? Почему? (сиреневый).
Воспитатель: - Ну что, понравилось вам путешествовать по нашей стране?
Дети: - да.
Воспитатель: - Мы с вами путешествовали по тайге, по тундре, по степям как их можно назвать одним словом? (Выставляет картинки).
Дети (перечисляют) :
-местность,
- природно – климатические зоны,
- природа.
Воспитатель: - А по другому - это называется – ландшафт. Ландшафт- это участок земли, отличающийся от других участков растительностью и животным миром.
- Давайте попробуем дать характеристику ландшафта полосы, где мы живем.
Воспитатель: - Какие растения могут произрастать в нашей полосе, из тех природно – климатических зон, которые мы сейчас с вами рассматривали?
Дети называют:
-сосна, ель (они растут во влажной и бедной почве);
-мох, осока, медуница, черника (растут в виде курпажин, брусника растет в болотистой местности.
-Береза, ива.
Воспитатель: - Как они будут видоизменяться? Давайте попробуем рассказать.
Воспитатель: - Какой у нас климат?
Дети: - относительно теплый и влажный, количество осадков выпадающих равно количеству испарению.
Воспитатель: Что произойдет с березой и ивой?
Дети: - они станут высокими с крупными листьями, так как для их роста благоприятные условия.
Воспитатель: - А сосна и ель?
Дети: - Для их роста нужна влажная и бедная почва, поэтому они меньше ростом.
Воспитатель: - А какие животные характерны для нашей местности?
Дети: - Лиса, медведь, заяц, крот, белка (обыкновенная, ей не нужно летать, она заготавливает запасы на зиму в дупле, орел, аист, журавль.
Воспитатель: - Давайте сделаем вывод о нашем климате.
Дети: - Он более благоприятен для роста растений и проживания животных, поэтому наиболее разнообразный по сравнению с другими ландшафтами.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется ландшафт, который создала природа?
Дети: - Природный.
Воспитатель: Как будет называться ландшафт, который создан человеческой культурой?
Дети: - Культурным.
Воспитатель: - А где мы можем встретить природный ландшафт?
Дети: - Лес, поле, луг, овраг.
Воспитатель: - А культурный ландшафт?
Дети: - Парк, огород, сквер, клумба, участок для прогулок в нашем детском саду.
Воспитатель: - Молодцы, а давайте попробуем сами создать ландшафт прогулочного участка в нашем детском саду.
Дети: - Давайте.
Воспитатель: - Для создания ландшафта нужно соблюдать следующие правила:
1. Учитывать условия произрастания растений в природе (тенелюбивые и растения растущие на солнце);
2. Включить элементы природного ландшафта (водоем, холм, овраг).
3. Включить элементы культурного ландшафта (клумба, деревья).
Воспитатель: - Нам необходимо распределиться на 2 команды. Каждая из команд обсуждает ландшафт прогулочного участка и с помощью моделей выстраивают проект. Затем 1 человек из команды защищает проект. Время для обсуждения проекта 3 минуты
Воспитатель заслушивает ответы 2х команд. Определяет лучшую по показателям обоснованности.
Воспитатель: - А теперь давайте, выполним наши замыслы в макете.