МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по России»

наталия денисова
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по России»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6-7лет) по теме: «Путешествие по России».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Конструирование»

Цель: продолжать формировать интерес к природно-климатическим зонам России.

Задачи:

Обучающие задачи:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Путешествие по России“» размещена в разделах

• Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между характерными особенностями природных зон и механизмами приспособления живой природы к среде данной природной зоны (тайга – произрастает растительность, не требующая много света, тундра – неприхотливые к теплу растения и т. д.)

• Подводить детей к самостоятельному составлению характеристики природно – климатической зоны на основе сравнения с другой природной зоной.

Развивающие задачи:

Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, анализировать, обобщать строить предположения.

• Развивать символическую функцию мышления, умение работать с картой – планом.

• Совершенствовать умение планово подходить к реализации поставленной цели.

Воспитывающие задачи:

• Вызывать чувство осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.

• Воспитывать умение работать в коллективе

Демонстрационный материал: карта России, БИТы (белка-летяга, лемминг, степной орел, модель компонентов природно –климатических зон, иллюстрации рельефа, почвы, животного и растительного мира климатических зон (тундры, тайги, степи, лесозоны, макеты климатических зон, животные, птицы климатических зон, карточки (желтая, зеленая, сиреневая) для обозначения климатических зон.

Раздаточный материал: модели деревьев домов, строительные детали конструктора, ватман, плоскостные модели (геометрические формы).

Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание макетов климатических зон, красной книги, иллюстраций (БИТов) и беседа по ним, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.

Ход НОД:

Воспитатель: - Я хочу вас пригласить отправиться в путешествие.

(Подводит их к карте России).

-Посмотрите, какую территорию занимает Россия?

Дети: - Большую.

(воспитатель показывает указкой карту России).

Воспитатель: - Да. Россия – самая большая страна в мире. Основное население, живет в западной части страны. Почему?

Дети: - На востоке страны зимы ужасно холодные.

Воспитатель: - Легко ли обойти Россию пешком?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - Да, если идти пешком нам понадобится 8 месяцев. – А на чем мы можем еще путешествовать?

Дети: - На автобусе, автомобиле.

Воспитатель: - Если путешествовать на автобусе, понадобится 76 часов (3 суток). С помощью какого транспорта можно попасть в любой уголок страны, причем очень быстро?

Дети: - Самолет.

Воспитатель: - Правильно и путешествие наше будет намного короче, всего 8 часов.

Воспитатель: - Так на чем мы отправимся в путешествие?

Дети: - На самолете!

Воспитатель: - Вот он (воспитатель ставит самолетик на карту). И отправимся мы вот из этой точки: г. Саров. Самолет у нас необычный, в нем займет место, только тот, кто ответит на вопросы:

Воспитатель (задает вопросы). - Какие компоненты природно –климатических зон вы знаете?

Дети:

Рельеф поверхности: гора, равнина;

• Климат;

Почва: (чернозем-степь; подзолистая- тайга, песчаная- пустыня, серые лесные).

• Вода;

• Растительный и животный мир

Воспитатель: А какой бывает рельеф?

Дети: - Горы, равнины.

Воспитатель: - Молодцы. А какая бывает почва?

Дети: - (чернозем-степь; подзолистая - тайга, песчаная- пустыня, серые лесные).

Воспитатель: - Ну что, на вопросы вы ответили самолет готов к полету. Полетели!

(Воспитатель передвигает самолет по карте, где производит посадку –останавливается)

- 1 я посадка тайга. Дайте мне характеристику тайги по этой таблице.

(Дети подходят к макету, рассказывают о рельефе, климате, а растения и животные выставляют на макет)

Дети: - Равнина.

Дети: - почва подзолистая.

Дети: - Климат относительно теплый и мягкий, при большом количестве осадков.

Дети: - Влажный,

- осадков выпадает больше, чем испаряется.

Воспитатель: - Важная особенность климата: средняя температура самого теплого месяца (июля) выше + 10 градусов, т. е. достаточно тепло для роста хвойных лесов.

Воспитатель: Преобладают растения, не требующие много света, какие?

Дети: – Мох, черника, кислица.

-Сибирская сосна (кедр, сибирская пихта.

Воспитатель: Назовите представителей животного мира, характерные для тайги.

- Птицы: глухарь, тетерев, рябчик, кедровка.

- Животные: бурый медведь, лось, сибирская косуля, марал, рысь, рассомаха, соболь, заяц-беляк, бурундук, белка - летяга,

Воспитатель: - А вы знаете что, в тайге водиться белка – летяга. Почему ее так называют? Она не умеет летать, а просто вытягивает лапы и совершает затяжной прыжок с одного дерева на другое.

Воспитатель: - Каким цветом мы обозначим тайгу? Почему? (зеленым)

- Ну, что продолжим дальше наше путешествие.

- А сейчас мы отправимся в следующую климатическую зону (перемещает самолет по карте) Перелет закончен. Вы догадались, где состоялась наша вторая посадка. Это – степь. Дайте характеристику степи по таблице.

(Дети подходят к макету, рассказывают о рельефе, климате, а растения и животные выставляются).

Дети: - Равнина.

Дети: - почва чернозем.

Дети: - Климат: жаркий и засушливый.

Дети: - осадков выпадает мало,

Воспитатель: - Превышение испарения над осадками, дефицит влаги. Рост растений неблагоприятен. Почему?

Дети: - Потому что не хватает влаги.

Воспитатель: - Важная особенность климата - среднегодовая температура +3, +10 градусов.

Воспитатель: - преобладают растения не требующие много влаги, какие?

Дети: - шалфей, таволга, румянка, клевер, эспарцент, сон-трава, горицвет.

Воспитатель: - А деревья?

Дети: Для их роста не хватает влаги.

Животные: сайгак, лисица-корсак, степной хорь, сурок, суслик, хомяк.

Птицы: - орел, лунь, жаворонки, журавль-кросавка.

Воспитатель: А вы знаете, что степной орел, гнездиться прямо на земле. Физкульт – минутка. (в виде релаксации).

Воспитатель: - Каким цветом мы обозначим степь? Почему? (желтым).

Воспитатель: - Ну что продолжим полет?

- А сейчас мы отправимся в следующую климатическую зону (перемещает самолет по карте) Перелет закончен. Вы догадались, где состоялась наша третья посадка. Это – тундра. Дайте характеристику тундры по таблице -

Дети: - Равнина.

Дети: - Торфянистая почва.

Дети: - Почва почти не оттаивает и плохо прогревается.

Дети: - Климат– холодный. Зима 7-8 месяцев.

Дети: - влажный, осадков выпадает больше чем испаряется.

Воспитатель: - Почему, рост растений неблагоприятен?

Дети: - Потому что холодные почвы.

Воспитатель: - Средняя температура летом, не выше +10, прохладно. Солнце поднимается невысоко, но зато на протяжении многих дней светит круглые сутки.

Воспитатель: - По этому, растения не высокие, не требующие много тепла. Какие?

Дети: - мхи и лишайники.

Воспитатель: - На их фоне развиваются низкорослые цветковые растения.

Деревья карликовые: карликовые береза и ива с ползучими побегами.

Дети: - Животные: северный олень, песец, лемминги.

-Птицы: розовая чайка, белая сова, куропатки, кулики песочники, белый журавль.

Воспитатель: - А вы знаете, что лемминг – это крысоподобное животное обитает в холодной тундре. Зимой оно зарывается под снег в поисках пищи. Каким цветом мы обозначим тундру? Почему? (сиреневый).

Воспитатель: - Ну что, понравилось вам путешествовать по нашей стране?

Дети: - да.

Воспитатель: - Мы с вами путешествовали по тайге, по тундре, по степям как их можно назвать одним словом? (Выставляет картинки).

Дети (перечисляют) :

-местность,

- природно – климатические зоны,

- природа.

Воспитатель: - А по другому - это называется – ландшафт. Ландшафт- это участок земли, отличающийся от других участков растительностью и животным миром.

- Давайте попробуем дать характеристику ландшафта полосы, где мы живем.

Воспитатель: - Какие растения могут произрастать в нашей полосе, из тех природно – климатических зон, которые мы сейчас с вами рассматривали?

Дети называют:

-сосна, ель (они растут во влажной и бедной почве);

-мох, осока, медуница, черника (растут в виде курпажин, брусника растет в болотистой местности.

-Береза, ива.

Воспитатель: - Как они будут видоизменяться? Давайте попробуем рассказать.

Воспитатель: - Какой у нас климат?

Дети: - относительно теплый и влажный, количество осадков выпадающих равно количеству испарению.

Воспитатель: Что произойдет с березой и ивой?

Дети: - они станут высокими с крупными листьями, так как для их роста благоприятные условия.

Воспитатель: - А сосна и ель?

Дети: - Для их роста нужна влажная и бедная почва, поэтому они меньше ростом.

Воспитатель: - А какие животные характерны для нашей местности?

Дети: - Лиса, медведь, заяц, крот, белка (обыкновенная, ей не нужно летать, она заготавливает запасы на зиму в дупле, орел, аист, журавль.

Воспитатель: - Давайте сделаем вывод о нашем климате.

Дети: - Он более благоприятен для роста растений и проживания животных, поэтому наиболее разнообразный по сравнению с другими ландшафтами.

Воспитатель: Как вы думаете, как называется ландшафт, который создала природа?

Дети: - Природный.

Воспитатель: Как будет называться ландшафт, который создан человеческой культурой?

Дети: - Культурным.

Воспитатель: - А где мы можем встретить природный ландшафт?

Дети: - Лес, поле, луг, овраг.

Воспитатель: - А культурный ландшафт?

Дети: - Парк, огород, сквер, клумба, участок для прогулок в нашем детском саду.

Воспитатель: - Молодцы, а давайте попробуем сами создать ландшафт прогулочного участка в нашем детском саду.

Дети: - Давайте.

Воспитатель: - Для создания ландшафта нужно соблюдать следующие правила:

1. Учитывать условия произрастания растений в природе (тенелюбивые и растения растущие на солнце);

2. Включить элементы природного ландшафта (водоем, холм, овраг).

3. Включить элементы культурного ландшафта (клумба, деревья).

Воспитатель: - Нам необходимо распределиться на 2 команды. Каждая из команд обсуждает ландшафт прогулочного участка и с помощью моделей выстраивают проект. Затем 1 человек из команды защищает проект. Время для обсуждения проекта 3 минуты

Воспитатель заслушивает ответы 2х команд. Определяет лучшую по показателям обоснованности.

Воспитатель: - А теперь давайте, выполним наши замыслы в макете.

Публикации по теме:

«Холод и тепло в искусстве». НОД с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности Проект непосредственной образовательной деятельностиНОД с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности Воспитатель: Чумичкина.

Образец оформления конспекта НОД Работая с педагогами детского сада на практике столкнулась с проблемой при оформлении конспекта непосредственно организованной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по России»
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 20:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по России»» (включая файлы) размещена пользователем наталия денисова (УИ 213664) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД