Марина Бебко
Дидактические игры по развитию речи «Путешествие в страну звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематическая гимнастика
Дети голосом имитируют работу каких-либо предметов или издают звуки животных.
Например, педагог спрашивает «Как тикают часы?» Дети отвечают на вопрос, имитируя ход часов – тик-так.
Затем детям задают вопросы, при ответе на которые они используют отдельные звуки (ж, з, р, ш и т. д.)
Как жужжит жук? Как поют комарики? Как работает мотор? Как шипит змея?
В процессе выполнения задания детей побуждают объяснить, почему они выбрали тот или иной звук.
Волшебный кубик
Игровой материал: Кубики с картинками на каждой грани.
Публикация «Дидактические игры по развитию речи „Путешествие в страну звуков“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Правила игры: Ребенок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произвести соответствующий звук.
Ход игры: Ребенок произносит: «Крутись, вертись, на бочок ложись» - и кидает кубик. На верхней грани – самолет. Ребенок изображает самолет («летает» раскинув руки в стороны) и имитирует гул самолета у-у-у-у.
Необычная песенка
Правила игры: Ребенок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход игры. Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споет песенку. Первыми выступали большие, толстые жуки. Они важно пели: о-о-о-о (дети пропевают мелодию на этот звук) Затем выпорхнули яркие веселые бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (дети исполняют ту же мелодию, но на звук а-а-а) Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – и-и-и. (дети напевают эту же мелодию на этот звук). Тут на полянку вышли все (дети делают шаг вперед) и все начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.
Так в ходе игры вычленяются и интонируются отдельные гласные звуки. Продолжая сочинять истории с разными персонажам, постепенно дети пропевают все гласные.
Эхо
Правила игры: Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.
Ход игры: Воспитатель громко говорит: а-а-а. Ребенок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно также использовать сочетание гласных звуков: ау, уа, эа и т. д.
Вариант игры: Дети повторяют только те имена, которые начинаются со звука э. Называются имена (Алла, Уля, Эля, Эдик, Анна, Эльдар, Ася)
Подарки Аленке
Правила игры: Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Ход игры. Воспитатель: Когда Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У в начале слова. Угадайте, какие игрушки могли подарить Аленке? (Утку, улитку, утюг)
Аналогично обыгрываются другие звуки.
Тренировка вратаря
Правила и ход игры: Ребенок кладет на стол согнутые в локтях руки – это хоккейные ворота. Воспитатель произносит разные слова. Те, которые начинаются со звука Ш, ребенок пропускает в ворота (разводит руки в стороны). Если звучит слово, начинающееся с другого звука, хоккейные ворота захлопываются (ребенок складывает ладони вместе)
Словарный материал: Шар, шайба, Шура, кукла, шорты, молодец, шторы.
Вариант игры: Детям предлагают хлопнуть в ладоши один раз, если они услышат звук Щ.
Словарный материал: Шелк, шептать щекотать, цапля, щелкунчик, шоколад, щипать, шум, щепка, жир, щипцы.
Звуковое лото
Игровой материал: Лото
Правила игры: Ребенок должен определить, в названии какого предмета на карточках есть заданный звук, и закрыть изображение этого предмета пустой карточкой. Побеждает тот, кто быстрее других закроет все картинки.
Ход игры: Играют несколько детей. У каждого карточки лото с картинками и маленькие пустые карточки. Называем звук, например Л. Воспитатель спрашивает, у кого из игроков изображение предмета, в названии которого есть звук Л. Этот звук может стоять в любом месте слова. Картинку с правильно найденным звуком ребенок накрывает карточкой.
Посмотри внимательно
Игровой материал: Предметные картинки, на которых изображены курица, заяц, петух, кот.
Правила игры: из ряда предметных картинок дошкольник должен выбрать те, в названиях которых есть заданный звук.
Ход игры. Воспитатель: Дети, внимательно рассмотрите картинки и выберите те, в названии которых есть звук К.
Дошкольники выбирают изображения, обосновывая свой выбор.
Звукоедик
Игровой материал: Кукла.
Правила игры: Дети должны добавить к буквосочетанию звук (в начало, чтобы получилось слово.
Ход игры. Воспитатель: У звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными буквами всех слов. Помоги кукле восстановить первые звуки в словах, которые она произносит. (Ходит с куклой в руках и говорит. каф,. тул,. тол, и т. п.) Что хотела сказать кукла? (Дети отвечают: шкаф, стул, стол и т. п.)
Вариант игры: Звукоедик съедает последний звук. Теперь слова звучат так: шка., сту., сто. и т. д.
Сердитый ворон
Игровой материал: Игрушечные звери или картинки с их изображением.
Правила игры: Детям раздают игрушечных зверей или картинки
Воспитатель: В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака и. т. п. Вокруг домика течет река. Пройти в домик можно только по мостику. Он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно пройти непросто. На перилах мостика сидит Ворон. Каждого животного, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто не знает правильного ответа, того сердитый ворон не пропускает.
Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, но не могут, потому что не знают первого звука в своем имени. Давайте им поможем.
Заблудились в лесу
Игровой материал: Куклы, игрушки-зверята.
Правила игры: Ребенок зовет заблудившегося в лесу животного или куклу, интонируя ударный гласный звук.
Ход игры. Воспитатель: В лесу заблудились куклы и игрушечные зверята. Нужно обязательно их найти. Давайте их позовем.
Все по очереди зовут зверей и кукол с подчеркнутым интонированием ударного гласного звука – Ми-и-и-ша, ко-о-о-тик, е-е-е-жик и т. д.
Надеюсь, что предлагаемые игры помогут сделать занятие интересным, познавательным и удовлетворить интерес дошкольников к звуковой стороне речи.