Ольга Дымшакова
Работа с родителями в условиях реализации ФГТ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Публикация «Работа с родителями в условиях реализации ФГТ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В октябре мы провели анкетирование среди родителей воспитанников на тему «Социальный портрет семьи». Анализ рисунков воспитанников на тему «Моя семья», «Мой дом» также помог нам понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.
Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, мы условно разделили на две группы.
Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа в силу своей занятости не имеют возможности активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но они с удовольствием дома изготавливают вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подбирают фотографии на выставку, в удобное для них время принимают участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботниках.
Вторая группа – это семьи с гибким графиком работы, мамы в декретном отпуске. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Мы выделили из этой родительской группы энергичных мам, которые стали членами родительского комитета и активными помощниками воспитателей.
В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы : «Дни открытых дверей», где общение детей и родителей происходит более в тесном контакте. Работает мини – библиотека, родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома. Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в образовательный процесс приглашается «гость группы» (родители беседуют с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни, службе в армии). «Семейная мастерская» организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «У мамы руки золотые», «Мама – солнышко», (рисунки, фотоматериалы, поделки).
От совета женщин ОАО «Сургутнефтегаза» и молодёжного объединения, получила благодарственное письмо за участие в фотоконкурсе «Счастье быть мамой» Хаминич Юлия Александровна.
Проводим разнообразные акции, такие как: «Помоги птицам», «Ёлочка зелёная иголочка», «Посади дерево», «Сказка зимнего двора», «Инопланетяне в Сургуте».
- открытые занятия родительские собрания,
- практикумы,
- информационные стенды.
В ноябре 2012 года в нашей группе было запланировано новое для нас мероприятие «обобщение семейного опыта воспитания», его участниками стали две семьи. В одной воспитывается один ребёнок, а в другой трое детей, родители делились не только воспитанием детей, но и формированием здорового образа жизни.
Так же большим спросом пользуется педагогическая гостиная, для обсуждения берутся разнообразные темы: «Здоровье ребёнка в наших руках», «Один на улице», «Зимние травмы». А так же наши дети и родители стали участниками краткосрочных проектов, как например «Креативная снежинка», «Мы против - курения», «Моя семья».
В этом году две семьи получили свидетельства за участие в городском конкурсе детского творчества «Сокровища жизни».
Ежегодно мы участвуем в проведение конкурса «Семья года». Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты детей и взрослых. Родители вместе с детьми участвуют во всех этапах конкурса: оформление альбома «Генеалогическое древо семьи»; «Таланты семьи». В рамках проекта оформили с родителями альбомы «О вкусной и полезной пище», «Рецепты салатов из фруктов и овощей», а так же семья Жуковой Маши оформила презентацию «Наше семейное блюдо». Приняли участие в благотворительной акции «Помоги птицам".
Используем следующие формы двигательной активности дошкольников:
физкультурная образовательная деятельность;
утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения в сочетании с закаливающими процедурами;
игры и упражнения на прогулках;
физкультминутки, двигательные разминки и паузы;
активный отдых, самостоятельная двигательная активность.
Используются следующие формы оздоровительной работы :
закаливающие мероприятия,
бодрящая гимнастика после сна
пальчиковые игры
самомассаж,
дыхательная гимнастика,
динамические паузы.
Взаимодействуя с родителями, реализую идеи (деятельностный) подхода, которые строятся на основе:
- установления доверительных отношений с родителями;
- открытия перед ними неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке;
- совместного вхождения педагога и родителей в проблемы общения с ребенком;
- организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду;
Мной был разработан проект - выходного дня «Мы - вместе»
Цель проекта: организация планирования и проведения выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения внутрисемейных отношений
Участники проекта: дети и родители старшей группы № 16
«Буратино».
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации : октябрь 2012 по май 2013 года
1. Снижение уровня заболеваемости детей
2. Повышение уровня знаний у детей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья
3. Повышение интереса родителей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятий
Ожидаемые результаты:
- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по формированию у детей основ здорового образа жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- появление интереса у родителей к проблемам оздоровления детей.
- родители на собственном опыте убедятся, что совместная спортивная деятельность полезна и необходима не только ребёнку, но и взрослому.
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
1 этап - подготовительный.
- подбор методической литературы, иллюстративного материала по данной теме;
- разработка серии конспектов, комплекса мероприятий по оздоровлению детей, методических рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни детей;
- привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста.
2 этап – технологический.
- использование разработанных мероприятий и конспектов в работе с детьми;
- организация работы с родителями.
3 этап – внедренческий
- презентация физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями
В рамках проекта, мы начали совместное оформление дневников здоровья
«Дневнячок – здоровячек». (приложение №1) Он неоценим как для совместной работы воспитателя с ребенком, так и в работе с родителями, и может использоваться в качестве дополнительного материала при изучении семьи, ее устоев и внутрисемейных взаимоотношений. «Дневничок-здоровячок» содержит заметки из жизни ребенка, расположенные на нескольких страницах. Структура дневника очень подвижна. В зависимости от задач, освещаемые темы могут дополняться другими или сокращаться. Работа проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время. Или это работа с родителями дома.
А так же скоро в нашей группе появится «Доктор - Пилюлькин», - это всем известный доктор из сказки «Незнайка из Солнечного города», …
Проект недели «Тропа здоровья», родители вместе с детьми добавили несколько дорожек для наших ножек.
В течение двух недель, родители принимали активное участие в постройке снежного городка «Сказка зимнего двора»
Мы считаем, что родители должны быть активными участниками образовательного процесса независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.