Наталья Шишлянникова
Занятие по рисованию «Работаем по новым стандартам» с использованием нетрадиционных техник
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование - один из любимых видов детской деятельности дошкольного возраста, а рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Поэтому, в своей работе я уделяю большое значение развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, используя нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию творческого начала ребёнка, его одарённости и креативности.
Публикация «Занятие по рисованию „Работаем по новым стандартам“ с использованием нетрадиционных техник» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин. Профессия продавец
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Для углубленного изучения моей темы и систематического обучения детей нетрадиционным техникам рисования мною был разработан проект «Разноцветный мир». Проект позволил на практике сочетать несколько видов нетрадиционных художественных техник рисования.
Важную роль, при этом, играет развивающая среда. Гуляя по улице или в лесу дети собирают: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, каштаны. Все эти предметы находятся в нашем уголке продуктивной деятельности.
Также там много необычных материалов, таких как зубная щётка, хозяйственная фольга, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д, которые помогают не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку.
Для получения наилучших результатов свою работу начинала с младшей группы, где реализовала первый этап обучения: кружок «Каляки-маляки»— малыши осваивали наиболее простую технику рисования «Пальчиковую живопись» и благодаря этому научились:
— способу примакивания кончиков пальцев рук к поверхности листа бумаги, ритмично нанося пятна, мазки («Падают листья», «Новогодняя ёлочка», «Виноград» и другие);
— научились рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их («Дорожка», «Весеннее солнышко», «Цветные ниточки», «Клетчатый коврик»).
Со второй половины учебного года продолжали совершенствовать нетрадиционные техники освоенные ранее «Печать от руки» (ладошкой)
и знакомились с новыми - рисование деревянной палочкой.
(«Два весёлых гуся», «Ёжик — ни головы, ни ножек», «Птицы летят») Здесь использовались такие материалы, как пена для бритья, клей ПВА и обычная гуашь.
В конце учебного года дети познакомились с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля»
и научились:
— способу получения отпечатка, держа печатку тремя пальцами;
— изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции («Укрась салфетку», «Платочки для мамы», «Новогодняя открытка»).
Дети научились правильно держать карандаш, не испытывали затруднения в нанесении линий, пятен, мазков. Появилось умение располагать рисунок по всему листу. В результате детских достижений я перешла к реализации второго этапа:
«Волшебные краски»— средняя группа (4-5 лет).
Дети среднего возраста знакомились с новыми, более сложными техниками :
— «Оттиск поролоном».
Ребята учились прижимать поролон к штемпельной подушке с краской и наносить оттиск на бумагу, картон, мокрую марлю. В детских работах создавался эффект лёгкости, воздушности, прозрачности («Аквариум», «Зимушка - Зима», «Космос»)
— «Фотокопия» — рисование свечой. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности листа, по которой провели свечой. Цель таких занятий помочь детям освоить метод спонтанного рисования («Праздничный салют», «Рыбки в аквариуме», «Зима» и другие).
В конце учебного года знакомила с трудоёмкой нетрадиционной техникой : «Печать листьев». Ребята покрывали гуашью сухие листья, затем окрашенной стороной прикладывали на лист бумаги, прижимали и снимали, получали аккуратный цветной отпечаток растений («Золотая осень»).
В дальнейшем, освоив несколько техник, дети совмещают их в одной творческой работе. Я отметила, как радуются дети и при создании коллективной композиции. Особое удовлетворение доставляет детям общий результат, который, в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Поэтому, каждый обучающий возрастной этап детей заканчивался коллективной работой ребят. Продумывая темы коллективных композиций, я исходила из интересов и возможностей детей.
Познакомившись с более сложными техниками нетрадиционного рисования, научившись сочетать несколько их видов в рисунке, что позволило повысить двигательные навыки дошкольников, я перешла к реализации третьего этапа обучения:
«Волшебная кисточка» старшая группа (5-6 лет).
В начале учебного года дети осваивали достаточно трудную нетрадиционную технику : «Кляксография с трубочкой». Дети на лист бумаги наносили несколько капель жидкой краски, брали трубочку (для коктейля, её нижний конец направляли в центр кляксы, затем с усилием дули в трубочку и раздували краску от центра в разные стороны. Детям очень нравилось, когда у кляксы разбегались в разные стороны «ножки». Пятно дорисовывали, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали дорисовывали деревянной палочкой, указательным пальцем
(«Весёлые кляксы», «Осенний пейзаж», и другие).
— «Монотипия». Используется для изображения зеркального отражения объектов.
Дети складывали лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение (Зимнее дерево) Эта же техника применяется, как фон для будущего рисунка.
Существует много техник нетрадиционного рисования, которые я использую и буду использовать в своей работе. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. За последнее время дети многому научились, у них возрос интерес к нетрадиционной технике рисования.
Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает многообразие самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, демонстрируя родителям свои достижения.
Зная, как волнует родителей то, чем занимается ребенок в детском саду, на занятиях, каковы его успехи, я систематически организовывала выставки детских работ :
«Волшебная кисточка» куда вывешивались работы детей. Одной из форм выставки, стало изготовление декораций к различным праздникам. Например, на праздник «8 Марта», «День пожилых людей» дошкольники с использованием нетрадиционных техник рисовали разнообразные цветы, затем оформляли своими «шедеврами» уголок для родителей. Родители оказывали активную помощь в оформлении выставок детей, театрализованных представлений в группе и в детском саду. Посещали в детском саду «День открытых дверей», собрания, мастер-классы, где сообщалось родителям о важности и актуальности развития мелкой моторики. Многие мои воспитанники неоднократно участвовали в районных, областных и международных конкурсах и становились призерами.
Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
В конце хочется сказать, что каждый ребёнок талантлив. Нужно только помочь ему найти свой путь, поверить в себя.