Ирина Трубникова
«Раз — словечко, два — словечко». Проект по развитию речи во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Раз – словечко, два – словечко».
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Срок реализации: март 2014 г.
Тип проекта: среднесрочный.
Вид проекта: практико – ориентированный.
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Публикация «„Раз — словечко, два — словечко“, Проект по развитию речи во второй младшей группе» размещена в разделах
Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие.
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Задачи проекта:
• целенаправленно обогащать словарь детей;
• развивать грамматический строй речи, связную речь;
• формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
Организация деятельности детей в рамках проекта
НОД
ОО «Речевое развитие»
03.03 Тема:«Составление рассказа по вопросам воспитателя. Предметы, их качества, действия. ЗКР – «д» «дь».
Цель: Обучать называть предметы, их качества, действия; сравнивать предметы, используя прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными.
Развивать умение составлять рассказ по вопросам воспитателя, закреплять правильное произношение звуков «д», «дь».
Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога распространенными предложениями.
18.03 Тема:Открытое занятие «Путешествие в сказку».
Цель: Закрепить умение описывать игрушку по вопросам педагога, пересказывать сказку, используя метод моделирования.
24.03 Тема: «Называние качества предметов; образование родительского падежа множественного числа существительных. ЗКР – «н» «нь».
Цель: Обучать детей называть качества предметов (величину, цвет)
Развивать умение правильно образовывать род. пад. мн. числа существительных; закрепить правильно произношение звуков «н» «нь»
Воспитывать желание слушать педагога, отвечать на его вопросы.
ОО «Художественно – эстетическое развитие». Чтение художественной литературы.
17.03 Тема: «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте».
Цель: Обучать детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение, передавая побудительную и вопросительную интонацию
Развивать лексику по теме «Птицы», совершенствовать диалогическую речь.
31.03 Тема: «Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла».
Цель: Обучать детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение
Развивать умение подбирать определение заданному слову
Воспитывать желание слушать и рассказывать стихи.
ОО «Познавательное развитие». Окружающий мир.
06.03 Тема: «Мамы всякие нужны».
Цель: Познакомить с гос. праздником 8 Марта
Развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы предложением из 3 – 4 слов; обогащать словарь.
13.03 Тема: «Наш семейный альбом».
Цель: Формировать представления о семье, своем месте в ней
Развивать умение отвечать на вопросы, вести диалог с педагогом.
20.03 Тема: «Бытовые приборы для семьи».
Цель: Формировать понятие «бытовые приборы», обучать дифференцировать бытовые приборы по их назначению.
Развивать словарь детей, связную речь.
27.03 Тема: «Где мы живем?».
Цель: Формировать понятие «город», познакомить с его достопримечательностями, побуждать делиться впечатлениями
Развивать умение отвечать на вопросы педагога, участвовать в разговорах во время рассматривания изображений.
Ежедневно
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
Цель: Развивать у детей точные движения пальцев рук, тренировать артикуляционный аппарат.
Ежедневно
Беседы
«Как я мамочку люблю», «Для чего язык нужен», «Моя любимая книжка», «Расскажи, как моешь руки», «Весна пришла», «Дедушка Корней Чуковский», «Мои друзья», «Мои родственники», «Выходной день в моей семье», «Я буду мамой (папой)», «Моя малая родина» (и т. д. по календарному плану).
Цель: Развивать связную речь детей, побуждать отвечать на вопросы педагога грамматически правильно построенным предложением из нескольких слов; обогащать и активизировать словарь детей.
Ежедневно
Дидактические игры
«Скажи какой», «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий», «Где что можно делать», «Добавь слово», «Назови что это, и скажи, какой», «Объясни буратино», «У кого какой зверь», «Кто знает, пусть продолжит», «Встань в круг», «Разноцветный сундучок», «Теремок», «Домик для зверят» (и т. д. по календарному плану).
Цель: Активизировать словарь детей, прививать умение использовать разные формы слов, преобразовывая их в зависимости от задания педагога в роде, числе, падеже.
По календарному плану
Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
По календарному плану
Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Заюшкина избушка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».
Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.
По календарному плану
Сюжетно – ролевая игра «Больница», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.
Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.
Ежедневно
Чтение художественной литературы
Фольклор: «Весна, весна красная», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».
Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Ленивая Бручолина», «Три поросенка».
Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».
Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.
Ежедневно
Подвижные и хороводные игры с текстом «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Аленький цветочек», «Ходит Ваня», «Курочка – хохлатка», «По ровненькой дорожке», «Флажок».
Цель: Приучать детей четко и громко произносить текст игры, подчиняя ему свои действия.
Ежедневно
Наблюдения на прогулках
-за живой, или неживой природой,
-ближайшими строениями,
-деятельностью детей,
-трудом людей.
Цель:Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.
Работа с родителями
1. Анкетирование «Как говорит ваш ребенок».
2. Серия консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
3. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта.
4. Внесение информационного буклета «Советы логопеда».
5. Предложить родителям принести семейную фотографию на выставку.
6. Пополнить с помощью родителей библиотеку книжного уголка.
Работа с педагогами
1. Продолжение освоения метода моделирования при пересказе произведения.
2. Создание наглядно-дидактического материала.
3. Подготовка проекта и его презентации.
4. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.
Продукты проекта для детей
1. Выставка рисунков «Я и моя семья».
2. Выставка семейных фотографий.
3. Творческое рассказывание детей на тему: «Семейные фотографии».
4. Моделирование рус. нар. сказки «Заюшкина избушка».
5. Качественное изменение способа речевого общения – дети охотно вступают в диалог друг с другом и взрослыми, их речь правильно грамматически построена, словарь расширен.
Продукты проектов для педагогов
1. Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» «Путешествие в сказку».
2. Планирование по теме «Раз – словечко, два – словечко».
3. Материал для книжного уголка.
4. Фотовыставка «Моя семья».
Продукты проекта для родителей
1. Анкетирование.
2. Консультации педагогов и логопеда.
3. Повышение компетентности родителей в понимании речевого развития их детей.
4. Фотовыставка «Моя семья».