Лариса Воронцова
«Разработка содержания мероприятия с родителями «Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
В. А. Сухомлинский
Разработала: Воронцова Лариса Алексеевна
Тема:
«Ребёнок – зеркало семьи»
Форма проведения: Семинар-практикум
Аудитория: Родители подготовительной к школе группы
Количество участников: 6 семей, имеющих сходный опыт воспитания детей и расположенных друг к другу; воспитатель, педагог – психолог.
Задачи:
Публикация «„Разработка содержания мероприятия с родителями „Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
1. Познакомить родителей с понятиями психологического благополучия в семье, детско-родительских отношений, и стиля семейного воспитания.
2. Способствовать адекватным способам реагирования в проблемных ситуациях.
3. Формировать позитивные установки на отношение к окружающему миру и понимание родителями собственного ребенка.
Ожидаемые результаты:
Совместная деятельность повысит сплоченность педагогов и родителей, укрепит диалог всех участников образовательного пространства, поможет скорректировать родительские установки, повысить уверенность и родителей и педагогов, даст опыт личностной активности в формировании личности ребёнка. Все участники семинара – практикума получат удовлетворение и от процесса, и от результата и стремились бы повторить это удовольствие от дальнейших совместных проектов детского сада и семьи.
Информационно- техническое обеспечение:
Интерактивная доска, ноутбук, музыкальный центр, фотоаппарат.
Материалы и оборудование:
Аудиозапись отрывка из рассказа В. Шукшина «Жена мужа в Париж провожала»; презентация «Стили семейного воспитания», карточки «Родительское отношение», пригласительные билеты для родителей, 3 листа (формат А 4) с изображением дома, фломастеры, памятка для родителей, методическая литература.
Предварительная работа:
Подготовка вместе с детьми пригласительных билетов для родителей; оформление помещения для собрания; подготовка карточек «Родительское отношение» и «Памятка для родителей».
Повестка семинара-практикума:
1. Психологическое благополучие в семье (выступление воспитателя);
2. Дискуссия «Семейные отношения»;
3. Детско-родительские отношения (выступление педагога – психолога);
4. Практическое задание для родителей.
Логика проведения
Выступление воспитателя:Добрый вечер, уважаемые родители! Тема сегодняшней встречи «Ребёнок – зеркало семьи». Так, как в названии темы существует такой термин, как «семья», с него мне бы и хотелось начать.
Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Что такое семья? (ответы родителей)
Семья
– это малая первичная группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост.
Каждый из вас по-своему понимает и трактует данную тему; с точки зрения психологии, благополучие в семье может включать следующие составляющие:
• психологические аспекты взаимоотношений семьи и ребенка; порядок появления ребенка в семье;
• роль матери и отца в воспитании;
• формирование «Я-концепции» личности в семье;
• стиль семейных отношений.
Дискуссия «Семейные отношения»:
Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «Семейные отношения»? (Обсуждение, высказывания родителей)
Семейные отношения
– это характер взаимного отношения взрослых и детей в семье, эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи, принятые в семье нормы поведения всех членов.
Сейчас вашему вниманию хотелось бы предоставить аудиозапись отрывка из рассказа Василия Шукшина «Жена мужа в Париж провожала».
Вопросы после прослушивания отрывка:
1. Позвольте узнать, ваше мнение, об эмоциональной окраске семейных отношений в доме маленькой Нинки?
2. Как ребенок может реагировать на такие ситуации?
3. А можете ли вы привести примеры из своих наблюдений, как дети копируют в своем поведении отношения взрослых в семье?
После высказывания родителей – дискуссия.
Вопрос для обсуждения: Согласны ли вы с утверждением, что наше поведение определяет наше настроение? (ответы родителей)
Обобщение: в эмоционально неуравновешенном поведении взрослого только 1% заболевания, 99% же-
распущенность.
Так считает ученый из Латвии И. Плотниекс, написавший для родителей книгу «Психология в семье».
Выступление педагога – психолога (резюмируя мнения родителей):
Детские психиатры утверждают, что семейная атмосфера, насыщенная психическим напряжением взрослых и детей, эмоционально неуравновешенная, формирует детей неуживчивых, истериков или запуганных, мрачных людей.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между её членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их ссоры, ругань влекут за собой значительные последствия.
К детско-родительским отношениям можно отнести следующие понятия:
• доверие;
• сопереживание;
• принятие;
• умение выслушать;
• эмоциональные потребности.
Далее родителям предлагается разделиться на три группы и сформулировать свой способ реагирования в следующих семейных ситуациях:1. Уже поздно, ребенку пора идти спать, но ему не хочется, а муж всё – таки пытается отправить его в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Муж настаивает на своем. Вы…
2. Муж наказал ребенка, но Вам кажется, что проступок не столь серьезен, и Вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Вы…
3. Вам обоим нужно задержаться на работе, а с ребенком побыть некому. Вы считаете, что Ваши дела важнее и это должен сделать муж, но он не соглашается. Вы…
(Высказывания родителей их позиции по семейным ситуациям).
Демонстрация презентации «Стили семейного воспитания»(педагог – психолог называет все стили воспитания, давая краткую характеристику).
Родителям раздаются карточки (приложение №1) с таблицей родительских отношений, они обсуждают, затем обмениваются мнениями и отмечают свой стиль отношений с ребенком.
Практическое задание для родителей.
Воспитатель (раздает листы (формат А 4): На завершающем этапе нашего семинара-практикума, предлагаю вам «заселить» всеми СОСТАВЛЯЮЩИМИ благополучный дом, в котором существует фундамент, стены, крыша, труба с дымом. (Родители выполняют задание в группах, затем все вместе обсуждают).
Рефлексия: Подведя итог нашей сегодняшней встречи, хочется сказать, что психологическое благополучие в семье, его климат, в основном зависит только от вас, от ваших эмоций, душевного равновесия, эмоциональной стабильности. Климат семьи – индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь с вами, унижен ли, парит ли в небесах. Чем более ориентированы родители на предоставление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, чего хочет ребенок, чем больше они уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их жизни, а также чем более четко описывают они свои требования, сдерживают обещания, тем больше психологически благополучен ребенок.
На этом наша встреча подходит к завершению, мы хотим поблагодарить вас за интересное и активное участие на встрече, спасибо за сотрудничество.
Раздать памятки для родителей (приложение № 2, порекомендовать специальную литературу по данной теме.