МААМ-картинки

«Развитие активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора»

Наталия Мамрукова
«Развитие активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора»
▼ Скачать + Заказать документы

В педагогическом словаре Б. М. Бим-Бада понятие «самостоятельность» определяется, как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой цель, добиваться её достижения собственными силами. Именно она предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Публикация «„Развитие активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора“» размещена в разделах

Самостоятельной деятельности ребёнка уделяется особое место в новых образовательных требованиях. Это, несложное, на первый взгляд, направление работы дошкольных учреждений на практике вызывает множество вопросов. И это неслучайно: ведь многие годы эта проблема в детском саду просто не обсуждалась, а главной задачей педагога было показать детям, что и как они должны делать, и проконтролировать результаты. Может быть, у воспитателей до сих пор нет понимания того, что же такое самостоятельная деятельность, и можно ли назвать самостоятельной деятельностью умение ребёнка самому надевать рубашку и зашнуровывать обувь.

И педагоги, и родители хотят видеть детей успешными. Одна из важных составляющих успешности – самостоятельность, умение проявлять инициативу и реализовывать её.Возможно ли сочетание самостоятельности и послушности?

Всем известно, что самостоятельность не является врождённой чертой, она формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию самостоятельной деятельности детей.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного детства выделены следующие качества ребёнка-дошкольника в самостоятельной деятельности :

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской

деятельности и др. ;

- выбирает себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- умеет договариваться, учитывая интересы и чувства других;

- сопереживает неудачам и радуется успехам других; адекватно проявляет

чувства, в том числе: чувство веры в себя;

- владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную

ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- проявляет волевые усилия во взаимоотношениях с взрослыми и

сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность;

- принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.

Таким образом, мы приходим к выводу, что именно самостоятельная деятельность детей является базовым качеством личности ребёнка и влияет на его позицию по отношению к миру.

Проанализировав становление самостоятельности у ребёнка дошкольника, я выяснила, что детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая асоциальность ввиду отсутствия жизненного опыта и знаний нормативности действий. Действия и поступки примитивны, подражательные операции – это действия в логике предмета.

В возрасте от 3-х до 4-х лет, с помощью взрослого в действиях ребенка появляется компонент самостоятельности – целеустремлённость, которая проявляется в увлечённости делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребёнок становится усидчивым, настойчивым, организованным.

Овладев самостоятельностью, ребёнок приобрёл способность соотносить результат с нормой, умение планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность, стал в какой-то степени независимым от взрослого.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельная деятельность – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения, а скорее всего средство вовлечения ребёнка в познавательную деятельность, логическая и психологическая организация. В этом возрасте ребёнок самостоятельно творчески решает различные задачи, критически мыслит, вырабатывает и защищает свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополняет и обновляет свои знания путём самообразования, совершенствует умения, творчески применяет их в действительности, выбирает средства для достижения цели, планирует работу во времени.

К концу дошкольного возраста повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками. Это такие мотивы как: признание, одобрение со стороны товарищей и значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку своих действий, соревнования со сверстниками и многие другие ситуации, затрагивающие социальный престиж ребёнка. Эти навыки в дальнейшем необходимы детям в период обучения в школе и по окончании школы. Следовательно, проблема активации самостоятельности ребёнка дошкольника в процессе воспитательной работы – одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.

Поэтому главной задачей перед собой я поставила – развитие детской активности, через стимуляцию собственной внутренней позиции используя свободу выбора.

Свою работу я начала с анализа игровой среды в группе, постаралась объективно оценить игровые и познавательные центры, которые обеспечивают ребёнку познавательную, игровую, коммуникативную активность, стимулируют физическое развитие, развивают художественно-эстетический вкус.

Вывод: среда включает в себя разнообразие центров разной направленности, а именно: сюжетно-ролевых, строительных и конструктивных игр, Центр книги и театрализованной деятельности, природы и изобразительного творчества, «исследовательская лаборатория», мини-музей или выставочная зона. Именно в таких условиях каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом, объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития.

По результатам диагностики только 12% детей могут полноценно принять проблему, которая побуждает их к активному действию. Т. е., способам переработки, стимулирующей к самовыражению, умение принимать в свою деятельность других детей, т. е. дети чувствуют себя комфортно в любом центре, могут найти себе дело по душе, использовать доступные средства для реализации собственных идей свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом.

Выявила детей, которые выступали в роли наблюдателей, как за деятельностью взрослых и сверстников и, далее присоединившихся к деятельности. Это ещё 12%, т. е. это такие дошкольники, которым психологически легче сначала посмотреть и понять, а затем рискнуть и включиться в деятельность.

Дети, которые просто дублировали действия то одной подгруппы, то другой, это дети, которые обладают неустойчивым вниманием, им всегда кажется, что у другой подгруппы получается лучше и интереснее. Они старались незамедлительно включиться в деятельность другой подгруппы, что нередко приводило к конфликтам. Это ещё40%.

Дети, которые малоактивны, стремление к самостоятельности не выражают, а действуют только по указанию и совету взрослого. Это ещё 20%. Инициатором такой деятельности всегда становится взрослый, проявление инициативы со стороны ребёнка имеет периодический характер.

И 16% составили дети, у которых отсутствует умение действовать самостоятельно, учитывать интересы других детей. Это воспитанники, которые ведут себя агрессивно по отношению к сверстникам, действуют исключительно в своих интересах.

Основываясь на результатах диагностики стало совершенно очевидно, что моя функция, как педагога – создание разнообразной игровой среды,обеспечивающей ребёнку познавательную активность, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. При этом необходимо было продумывать деятельность подгрупп с учётом развития их самостоятельности. Очевидно, что если одной подгруппе достаточно поместить материал, который их заинтересует, и дети смогут активно действовать, преобразовывая сюжет, ярко выражать свои чувства. То в другой подгруппе необходимо пролобировать как внешние стимулы (новизна, необычность объекта, так и практические приёмы, т. е. помощь взрослого при вхождении ребёнка в группу сверстников.

Таким образом, я разделила детей на две подгруппы :

1 подгруппа – это дети, которые хорошо владеют «полем» самостоятельных действий и реализации своих интересов, к ним же присоединились дети, испытывающие психологические трудности включения в игру и в деятельность.

2 подгруппа – это дети, которые не проявляют инициативы к самостоятельности или имели периодический характер, и дети с социальной неадекватностью в поведении.

В работе с первой подгруппой старалась широко применять методику «общего круга», которая нацелена на формирование умения детей делать свободный выбор и реализовывать его, планировать свою деятельность, и участвовать в планировании деятельности всей группы. У нас это было ежедневным ритуалом, т. е. мы, совместно с группой выбираем тему: что их интересует, что они хотели бы узнать, что уже знают по данной проблеме. После определения темы дети охотно начинают предлагать пути решения.

Внедрение проблемных ситуаций помогали детям находить пути решения проблемы, испытывая гордость за проделанную работу, желание поделиться с воспитателем и другими детьми, родителями.

При планировании мероприятий для второй подгруппы использовала задания, в которых существовали частичные пути решения, например: при постройке замка для Снежной Королевы предлагала детям схемы постройки; в продуктивной деятельности использовала схему-алгоритм пошагового рисования или создавала незавершённый фон для аппликации, который дети доделывали и придумывали сюжет будущей работы. Дети самостоятельно делали выбор и несли ответственность за свой выбор, заполняли своё свободное время полезной и интересной деятельностью, были свободные в коллективе таких же свободных детей.

С середины учебного года дети, из первой подгруппы принимая решения, использовали свободу выбора способов выполнения заданий и темпа деятельности. Дети, испытывающие до этого времени психологические трудности, уже активно включались в дискуссии по выбору темы, путей достижения целей, научились оценивать не только свою, но и чужую точку зрения, осуществлять и понимать свою позицию, ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции.

У детей из второй подгруппы появился интерес к самостоятельной работе, но пока это ещё происходит с постановки цели воспитателем, но появилось умение управлять своим поведением, пусть и непродолжительно могут взаимодействовать в микрогруппах, не мешая сверстникам.

Они начали понимать, что в своих интересах можно взаимодействовать с помощью поставленной цели, без агрессии и добиваться желаемого результата другими способами: договор, обсуждение, личный пример, умение понимать и принимать выбор других.

Очень важен положительный, эмоциональный настрой на успех ребёнка, умение педагога «выруливать» из любых проблемных ситуаций. Ребёнку важно чувствовать, что он успешен.

Публикации по теме:

Неделя игры и игрушкиНеделя игры и игрушки Неделя игры и игрушки. Мой Додыр. Кажется, совсем недавно, работая в Борисоглебском педагогическом училище, мы, преподаватели, выступая.

Статья «Влияние учебно-дидактических игр на развитие познавательной активности дошкольника» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора»
Опубликовано: 6 мая 2014 в 11:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие активности и самостоятельности: право детей на свободу выбора»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Мамрукова (УИ 181481) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД