МААМ-картинки

«Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» (из опыта работы)

Людмила Шевякова
«Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» (из опыта работы)

Диалогическую речь у детей мы развиваем в самых разных видах деятельности : в игровой, на занятиях по математике и по познавательной деятельности, на физкультуре (подвижные игры со словами, в театральной деятельности и, конечно, это на занятиях по развитию речи и при общении в повседневной жизни.

Публикация «„Развитие диалогической речи в разных видах деятельности“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Подготовительный этап обучения диалогической речи мы начали с чтения русских народных потешек по ролям, а также с проведения подвижных и словесных игр с диалогами. В русском фольклоре таких произведений очень много, достаточно взять книгу с русскими потешками, считалками, с народными играми. Русские народные сказки для малышей практически все построены на диалогах, поэтому представляют собой большую ценность в обучении детей диалогу. В процессе чтения потешек и сказок по ролям, а также во время подвижных и словесных игр с диалогом дети учились соблюдать очерёдность, не перебивать говорящего, выслушивать его до конца. Подвижные игры с диалогами мы используем и на прогулках, и на физкультурных занятиях. Это такие всем известные игры, как:

«Гуси-гуси», «Краски», «Птицы», «Жмурки», «Король», «Коршун», «Заяц-месяц», «Лиски», «Кошка и мышка», «Ловля рыбы», «Серый волк», «Вот так», «Ключи» и др.

Играя в эти игры, дети учатся не перебивать, выслушивать вопросы и ответы до конца, смотреть на собеседника, не начинать движение, пока не услышат ответ.

Всё это - подготовительный этап обучения. Целенаправленное же обучение диалогу мы начали со знакомства с правилами диалога (не перебивать, соблюдать очерёдность, смотреть в глаза собеседнику, поддерживать тему разговора и пользоваться этикетом). Для запоминания мы составили схему на каждое правило.

Затем перешли к формированию умения пользоваться различными единицами диалога, а параллельно продолжали обучению речевому этикету.

Самая объёмная задача – это формирование умений пользоваться различными единицами диалога. Она включает обучение различным формам диалога : «вопрос-ответ», «сообщение –реакция на сообщение»; «побуждение – реакция на побуждение».

«Вопрос-ответ» – более простая форма диалога, поэтому мы начинали обучение с этой формы. Сначала учили задавать вопросы различного содержания. Для этого использовали игровые упражнения и игры: «Да-нетка», «Что я загадала», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы», «Что в мешочке». Для этого использовали игры с телефоном, с микрофоном – «Возьми интервью». Также мы регулярно планируем и проводим математические игры с диалогами «Какое число мы загадали?», игры с блоками Дьенеша «Какая фигура у меня в мешочке?», «Какую фигуру мы загадали?», также игры с палочками Кюизенера: «Кто в каком вагоне поедет – отгадай с помощью вопросов», «возьми нужную палочку». Эти игры построены на основе отгадывания нужных предметов с помощью вопросов: «Это число больше или меньше 8?» «Какого цвета эта фигура? «Она тонкая или толстая? Большая или маленькая?» «Эта палочка короче фиолетовой? длиннее голубой?»

Если в каком-то виде деятельности требуется разделить группу детей на пары, мы иногда используем следующий вариант: раздаём детям половинки карточек, а дети при помощи вопросов ищут свою пару: У тебя что нарисовано? А у меня – снеговик. У тебя снеговик с каким шарфиком? А у меня – с красным. Ещё используем такой вариант: детям на спины приклеиваем геометрические фигуры. Дети с помощью вопросов должны найти такую же фигуру, что у него на спине. Таким образом мы учили детей запрашивать информацию

После этого перешли к форме: «сообщение – реакция на сообщение». Использовали игровые упражнения с мячом, с фишками, с картинками. Где изображены двое собеседников с различными выражениями лица. Ведущий сообщает, что например, говорит мальчик или девочка, а дети придумывают, что отвечает их собеседник. Особенно хорошо идёт обучение и упражнение в сюжетно-ролевых играх, когда предлагаешь детям по роли получить какую-то информацию: узнай, пожалуйста, как работает врач, где находится то-то, узнай цену, спроси о времени открытия парикмахерской, сообщи, пожалуйста, папе о болезни бабушки, а мама не знает ещё, что ты постриглась? Пригласите врача, вызовите такси, закажите обед, узнайте о времени прибытия поезда, самолёта, сообщите о пожаре и т. д. В сюжетных играх закрепляется и упражняется очень легко и естественно. И конечно, приходя на смену или просто в свободном общении с детьми мы старались детям сообщить какую-то информацию, чтобы вызвать ответную реакцию – это или совет какой-то, или вопрос, или сочувствие. Дети, приходя в детский сад, обязательно сообщают что-то их волнующее, мы стараемся обратить внимание других детей на это, и обязательно как-то отреагировать словесно: порадоваться, удивиться, успокоить, дать совет и т. д.

Практически все формы диалога используются в театральной деятельности : русские народные потешки и сказки, да и многие зарубежные сказки построены на диалогах : «Теремок», «Колобок», «Кочеток и курочка», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Колосок» и многие другие. Много авторских произведений худ. литературы можно использовать для обучения детей диалогу, особенно, на мой взгляд, очень подходят для этого сказки Чуковского: «Путаница», «Телефон», «Федорино горе», а также книги Н. Носова: «Телефон», «Фантазеры», Затейники», «Саша», «Автомобиль», «Живая шляпа». В произведениях Носова диалоги включают в себя и вопросы с целью получения информации, и сообщения, и побуждения, поэтому они являются кладезью образцов различных форм диалога. С детьми мы разыгрывали сказку в стихах «Вежливое слово», там очень много собрано этикетных слов и выражений и вся сказка построена на диалогах, там также встречаются различные формы диалогов.

На след. этапе мы планируем обучать детей форме диалога «побуждение – реакция на побуждение», где будем упражнять в умении что-то предложить, о чём-то попросить, давать советы, также вежливо принимать или отказывать, не обижая собеседника.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Насекомые» (для средней группы)Дидактическое пособие «Насекомые» (для средней группы) Это дидактические игрушки - насекомые я изготовила сама. Они связаны на спицах. Это всем знакомые насекомые: божья коровка, кузнечик, пчела,.

Презентация «Насекомые» В последнее время педагоги стали часто использовать на различных занятиях и в разных видах деятельности компьютерные Презентации. презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» (из опыта работы)
Опубликовано: 28 января 2014 в 20:17
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД