Людмила Шевякова
«Развитие диалогической речи в разных видах деятельности» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Диалогическую речь у детей мы развиваем в самых разных видах деятельности : в игровой, на занятиях по математике и по познавательной деятельности, на физкультуре (подвижные игры со словами, в театральной деятельности и, конечно, это на занятиях по развитию речи и при общении в повседневной жизни.
Публикация «„Развитие диалогической речи в разных видах деятельности“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Подготовительный этап обучения диалогической речи мы начали с чтения русских народных потешек по ролям, а также с проведения подвижных и словесных игр с диалогами. В русском фольклоре таких произведений очень много, достаточно взять книгу с русскими потешками, считалками, с народными играми. Русские народные сказки для малышей практически все построены на диалогах, поэтому представляют собой большую ценность в обучении детей диалогу. В процессе чтения потешек и сказок по ролям, а также во время подвижных и словесных игр с диалогом дети учились соблюдать очерёдность, не перебивать говорящего, выслушивать его до конца. Подвижные игры с диалогами мы используем и на прогулках, и на физкультурных занятиях. Это такие всем известные игры, как:
«Гуси-гуси», «Краски», «Птицы», «Жмурки», «Король», «Коршун», «Заяц-месяц», «Лиски», «Кошка и мышка», «Ловля рыбы», «Серый волк», «Вот так», «Ключи» и др.
Играя в эти игры, дети учатся не перебивать, выслушивать вопросы и ответы до конца, смотреть на собеседника, не начинать движение, пока не услышат ответ.
Всё это - подготовительный этап обучения. Целенаправленное же обучение диалогу мы начали со знакомства с правилами диалога (не перебивать, соблюдать очерёдность, смотреть в глаза собеседнику, поддерживать тему разговора и пользоваться этикетом). Для запоминания мы составили схему на каждое правило.
Затем перешли к формированию умения пользоваться различными единицами диалога, а параллельно продолжали обучению речевому этикету.
Самая объёмная задача – это формирование умений пользоваться различными единицами диалога. Она включает обучение различным формам диалога : «вопрос-ответ», «сообщение –реакция на сообщение»; «побуждение – реакция на побуждение».
«Вопрос-ответ» – более простая форма диалога, поэтому мы начинали обучение с этой формы. Сначала учили задавать вопросы различного содержания. Для этого использовали игровые упражнения и игры: «Да-нетка», «Что я загадала», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы», «Что в мешочке». Для этого использовали игры с телефоном, с микрофоном – «Возьми интервью». Также мы регулярно планируем и проводим математические игры с диалогами «Какое число мы загадали?», игры с блоками Дьенеша «Какая фигура у меня в мешочке?», «Какую фигуру мы загадали?», также игры с палочками Кюизенера: «Кто в каком вагоне поедет – отгадай с помощью вопросов», «возьми нужную палочку». Эти игры построены на основе отгадывания нужных предметов с помощью вопросов: «Это число больше или меньше 8?» «Какого цвета эта фигура? «Она тонкая или толстая? Большая или маленькая?» «Эта палочка короче фиолетовой? длиннее голубой?»
Если в каком-то виде деятельности требуется разделить группу детей на пары, мы иногда используем следующий вариант: раздаём детям половинки карточек, а дети при помощи вопросов ищут свою пару: У тебя что нарисовано? А у меня – снеговик. У тебя снеговик с каким шарфиком? А у меня – с красным. Ещё используем такой вариант: детям на спины приклеиваем геометрические фигуры. Дети с помощью вопросов должны найти такую же фигуру, что у него на спине. Таким образом мы учили детей запрашивать информацию
После этого перешли к форме: «сообщение – реакция на сообщение». Использовали игровые упражнения с мячом, с фишками, с картинками. Где изображены двое собеседников с различными выражениями лица. Ведущий сообщает, что например, говорит мальчик или девочка, а дети придумывают, что отвечает их собеседник. Особенно хорошо идёт обучение и упражнение в сюжетно-ролевых играх, когда предлагаешь детям по роли получить какую-то информацию: узнай, пожалуйста, как работает врач, где находится то-то, узнай цену, спроси о времени открытия парикмахерской, сообщи, пожалуйста, папе о болезни бабушки, а мама не знает ещё, что ты постриглась? Пригласите врача, вызовите такси, закажите обед, узнайте о времени прибытия поезда, самолёта, сообщите о пожаре и т. д. В сюжетных играх закрепляется и упражняется очень легко и естественно. И конечно, приходя на смену или просто в свободном общении с детьми мы старались детям сообщить какую-то информацию, чтобы вызвать ответную реакцию – это или совет какой-то, или вопрос, или сочувствие. Дети, приходя в детский сад, обязательно сообщают что-то их волнующее, мы стараемся обратить внимание других детей на это, и обязательно как-то отреагировать словесно: порадоваться, удивиться, успокоить, дать совет и т. д.
Практически все формы диалога используются в театральной деятельности : русские народные потешки и сказки, да и многие зарубежные сказки построены на диалогах : «Теремок», «Колобок», «Кочеток и курочка», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Колосок» и многие другие. Много авторских произведений худ. литературы можно использовать для обучения детей диалогу, особенно, на мой взгляд, очень подходят для этого сказки Чуковского: «Путаница», «Телефон», «Федорино горе», а также книги Н. Носова: «Телефон», «Фантазеры», Затейники», «Саша», «Автомобиль», «Живая шляпа». В произведениях Носова диалоги включают в себя и вопросы с целью получения информации, и сообщения, и побуждения, поэтому они являются кладезью образцов различных форм диалога. С детьми мы разыгрывали сказку в стихах «Вежливое слово», там очень много собрано этикетных слов и выражений и вся сказка построена на диалогах, там также встречаются различные формы диалогов.
На след. этапе мы планируем обучать детей форме диалога «побуждение – реакция на побуждение», где будем упражнять в умении что-то предложить, о чём-то попросить, давать советы, также вежливо принимать или отказывать, не обижая собеседника.