Папки-передвижки

Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютерной технологии Сирс

Гульсина Хасанова
Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютерной технологии Сирс

Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п. Информационные технологии дают нам все новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучаться, развиваться.

Чем раньше начинается развитие способностей у детей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютерной технологии Сирс» размещена в разделах

В течение ряда лет в системе дошкольного учреждения велся поиск новых возможностей для развития детей с признаками одаренности, отвечающих запросам времени, соответствующих потребностям и запросам родителей, индивидуальности каждого ребенка. Одной из проявлений такого поиска является организация в дошкольном учреждении инновационной деятельности, который позволяет повысить интеллектуальные способности детей с использованием компьютерной технологии. А именно, компьютерная программа система интенсивного развития способностей (СИРС) способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста максимально эффективно использовать неисчерпаемые возможности человеческих способностей, испытывать радость новых достижений и творческого общения.

На основании решения педагогического совета руководителем был заключен договор о сотрудничестве с Новосибирским институтом электронных программно-методических средств обучения российской академии образования, был издан приказ о внедрении программы «СИРС» в образовательную деятельность учреждения. Назначены ответственные и участники инновационного процесса, которым данная работа была большим подспорьем в педагогической деятельности – это педагоги - психологи, учитель - логопед, учитель-дефектолог.

Данная программа лицензирована, имеет право на ведение образовательной деятельности, используется в образовательных учреждениях России, о чем свидетельствуют положительные отзывы.

Программа подкреплена необходимыми учебно-методическими пособиями.

Под руководством автора программы определена основная цель инновационной деятельности по данному направлению: создание системы работы по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютера на основе СИРС; исследование эффективности использования компьютерной программы по данному направлению в условиях дошкольного учреждения.

Реализация данной цели определила постановку и решение следующих задач:

o Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах освоения информационной технологии

• внедрить информационные педагогические технологии в образовательную деятельность;

• способствовать развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста:

- памяти (образная, ассоциативная, логическая, кратковременная, долговременная, механическая);

- мышления (понятийное, логическое, пространственное);

- внимания (произвольное, устойчивое)

• развивать индивидуальные способности детей;

• обеспечить развитие информационной культуры у старших дошкольников

• воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Определены этапы реализации инновационной технологии СИРС:

- организационный

- практический (внедрение технологии СИРС, корректировка,

- обобщающий

1. На организационном этапе согласно пункту договора, исполнителем, были установлены на 8 компьютеров авторская программа «СИРС».

Далее он со своей командой организовал курсы повышения квалификации для специалистов в объеме 72 часов с последующей выдачей сертификатов.

В образовательном учреждении был создан совет по инновационной деятельности. Его задача – осуществлять ежемесячный внутренний контроль за ходом и результатами инновационной деятельности. Совет считает своей необходимостью ежеквартально заслушивать на своих заседаниях отчеты участников инновационной деятельности, вносит коррективы в ее организацию, разрабатывает критерии и порядок оценки результативности инновационной деятельности.

В связи с внедрением инновационной деятельности были внесены следующие изменения в локальные акты дошкольного учреждения.

Под руководством исполнителя, специалистами детского сада были разработаны: учебный план занятий, перспективное планирование по разделам программы СИРС, диагностический инструментарий.

Для реализации данной программы «СИРС» был оборудован кабинет, отвечающий всем необходимым требованиям СанПиН. («Гигиенические требования к организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров»).

Дальнейшая работа осуществлялась в направлении выявления детей с признаками интеллектуальной одаренности. По результатам мониторинговых исследований воспитателей, педагогами-психологами была проведена более углубленная диагностика (наблюдения, беседы с родителями и педагогами, анкетирование, тестирование) детей с высоким уровнем интеллектуального развития. На основании заявлений родителей были отобраны дети с признаками одаренности.

2. Практический этап работы по внедрению системы интенсивного развития способностей осуществлялся с детьми 5-7 лет. При подборе детей учитывалось их первоначальные умения и навыки работы на компьютере. Занятия с детьми проводятся 3 раза в неделю по 15 минут в индивидуальной форме. Такого количества занятий недостаточно, поэтому тематика занятий и основные задачи отражались в разных видах деятельности (совместной, самостоятельной деятельности детей).

Первое занятие, пятое, десятое и шестнадцатое проводятся в режиме «Диагностика». На остальных занятиях проводится «Стандартный тренинг», режим «Обучение». Такой порядок необходим для сравнения результатов, полученных в результате тренинга, осуществляемого педагогом-психологом.

Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от легкого к сложному, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Компьютерное занятие для дошкольников имеет следующую структуру:

- вводная часть (приветствие, установочный раздел);

- 1часть основная (работа на компьютере);

- двигательная (снятие мышечного напряжения – гимнастика для глаз, психогимнастика);

- 2часть (дидактические игры);

- 3часть заключительная (анализ игры, достигнутые результаты, прощание, релаксация).

В настоящее время разрабатывается план работы по взаимодействию учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога – психолога, воспитателей, что позволит добиться повышения качества работы по данному направлению.

На данном этапе работы осуществляется возможность применения данной программы для детей коррекционной группы в тесном сотрудничестве с автором программы.

Одним из разделов программы СИРС является Электронный программно-методический комплекс «Логопед»

Комплекс «Логопед» - интерактивная обучающая среда для исправления недостатков в развитии процессов звукобуквенного анализа, синтеза и фонематического восприятия является продолжением реализации проекта «Развитие творческих способностей на основе информационных технологий». Большое внимание уделяется подбору слов в целях оптимизации развития фонетических способностей.

Электронная информационная среда «Дифференциация звуков» содержит пальчиковые и язычковые упражнения, разработанные методические рекомендации позволяют эффективно оптимизировать процесс обучения произношению.

В настоящее время внедрение Электронного программно-методического комплекса «Логопед» находится на начальном организационном этапе:

- организованы курсы повышения квалификации для учителя-логопеда, учителя-дефектолога по данной программе;

- организация цикла теоретических и практических занятий по использованию ИКТ СИРС;

- изучение и проработка учебно-методических пособий по системе интенсивного развития способностей;

- разработка учебного плана занятий, перспективного планирования, диагностических листов.

3. Обобщающий этап представляет собой обработку полученных материалов, а именно: их качественный и количественный анализ, на основе выработанных критериев оценки; соотнесение результатов с поставленными целями, задачами; описание хода и результатов инновационной деятельности, обобщение опыта работы в рамках реализации системы интенсивного развития способностей. Достоверность и объективность результатов подтверждается итоговой диагностикой.

На этом этапе работы следует отметить, что мы отобрали детей с признаками одаренности с целью апробирования данной программы и исследования компьютерной программы СИРС в условиях дошкольного учреждения.

И пришли к выводу, что работа по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютера на основе СИРС в условиях детского сада значима и необходима.

У детей развита информационная культура, повысился уровень развития памяти, внимания, мышления.

На практических обучающих занятиях с детьми, мы увидели заинтересованность, активность, горящие глаза детей, азарт, результативность выполнения заданий и поняли, что использование СИРС будет эффективным и успешным в условиях дошкольного учреждения.

Дальнейшая работа с автором программы предполагает:

- корректировку, совершенствование и обобщение инновационной технологии СИРС;

- вести работу по данному направлению с детьми коррекционной группы с уровнем интеллектуального развития ниже среднего.

- разработать программно-методический материал для работы с дошкольниками,

- совершенствование диагностического инструментария,

- внедрение электронного программно-методического комплекса «Логопед»,

- в связи с запросами родителей, актуальностью применения информационной технологии в образовательной деятельности, планируется оказание платных образовательных услуг по данному направлению в следующем году.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная деятельность Развитие познавательных способностей у детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности Мы живем в стремительно.

Развитие творческого воображения дошкольников с использованием Кругов ЛуллияРазвитие творческого воображения дошкольников с использованием Кругов Луллия Мы живем в стремительно изменяющемся мире, в эпоху информации, и не представляем свою жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников с использованием компьютерной технологии Сирс
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 07:55
+130Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД