Екатерина Микушина
Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников
«Я слышу - и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю» Японская пословица.
Актуальность: занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, развить навыки общения, приобрести умение осуществлять совместную деятельность. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе дошкольного и начального образования. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Один из видов ручного труда - это ОРИГАМИ (искусство складывания из бумаги). Древнее японское изобретение, при котором, голова работает руками ", и очень успешно. Идея оригами настолько проста, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную фигурку. При этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь квадратный лист бумаги - и процесс пошёл. Эта техника знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами, служит средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми. Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.
Публикация «Развитие исследовательского поведения в логико-математической деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Участники проекта:
-родители
-дети старшей группы.
-воспитатели.
Вид проекта: краткосрочный (4 дня).
Цель проекта:
Научить детей ориентироваться на листе бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук, логику, воображение, учиться творить и любить все живое.
Задачи:
- ознакомление с основными геометрическими фигурами;
- развитие уверенности в собственных силах и преодоление трудностей;
- развивать последовательность создаваемой фигуры;
- научить концентрировать внимание и развивать память
- развитие математических способностей ребенка;
-улучшать способность следовать устным инструкциям.
-развивать уверенность в своих силах и способностях.
-развивать память, мышление, воображение - эстетическое и умственное развитие дошкольника на занятиях по творческому конструированию - осознание результата собственного труда
- развитие творчества, фантазии, художественного вкуса;
- развивать желание придумывать свои поделки.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
1. Владение ножницами.
2. Обработка квадрата.
3. Создание основ оригами (складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали ; складывание сторон от одного угла к центральному сгибу; деление квадрата на четыре части; вкладыванием боковых треугольников внутрь; вкладыванием боковых сторон внутрь; складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон; складывание складкой; частичное отгибание и вкладывание углов).
4. Аппликативное оформление оригами.
5. Составление творческих композиций.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Подготовительный этап. Подбор соответствующего материала и оборудования. 2. Основной этап. Проведение запланированных мероприятий (занятий, игр, бесед). 3. Заключительный. Выставка работ из бумаги.
Приложение.
Научить делить квадрат на две равные части: два треугольника и два прямоугольника.
Настольно – печатные игры «Танграм», прозрачный квадрат.
Д/и «Давайте поиграем», д/и «Покажи такую фигуру». Цель: Выявить умения детей распознавать и называть геометрические фигуры. На занятиях по ФЭМП закрепить названия фигур.
Знакомство с историей оригами, со свойствами бумаги
Цели: Познакомить детей с историей искусства оригами и со свойствами бумаги, разнообразием ее видов.
1.«Елочка»
Цели: Продолжать знакомство детей с искусством оригами. Показать приёмы складывания базовой складывания базовой формы «треугольник».Упражнять детей в точном соединении углов и сторон квадрата, развивать глазомер, воспитывать усидчивость, аккуратность.
Материал: по три квадрата зелёного цвета разного размера (10х10, 8х8, 6х6, палочки, пластилин, клеёнка.
Предварительная работа: наблюдения в природе за ёлкой; рассматривание, чтение произведений, стихотворений; заучивание стихотворений о ёлке; отгадывание загадок; рисование, лепка ёлочки; составление из счётных палочек ёлочку; упражнения по обработке основных элементов складывания; выполнение несложных поделок оригами; знакомство с базовыми формами оригами.
Ход
I.
Ребята, послушайте загадку.
Растут на ней иголки тонкие и колкие,
И шишки смолянистые, липкие, душистые
Она под Новый год в гости к нам придет
Стройная, пушистая, с огнями золотистыми. (Ёлка)
Где растут ёлки?
Стук в дверь, вношу Лесовичка с ёлкой. Лесовичок рассказывает о беде, произошедшей в его лесу и просит ему помочь.
Ребята, поможем Лесовичку? Ответы детей.
Для этого мы должны рассмотреть ёлочку.
- Сколько у ёлочки юбочек?
- Какие они по размеру?
- Какую форму они вам напоминают?
Сейчас я вас научу делать ёлочки, а Лесовичок пока отдохнет.
1. Согнуть квадрат по диагонали, чтобы противоположные углы совпали. Что получилось? (Треугольник.)
2. Этот треугольник сгибаем пополам. Что получилось? (Треугольник меньшего размера.)
3. Еще раз сгибаем треугольник пополам. Что получилось? (Маленький треугольник.)
4. Разворачиваем получившийся треугольник в первоначальную форму квадрат и собираем в базовую форму двойной треугольник.
5. Получившийся двойной треугольник сгибаем пополам и вырезаем на раскрывающейся стороне «колючки».
6. Двойной треугольник с вырезанными колючками по убывающей степени надеваем на стержень, который можно укрепить на подставке.
Физминутка
В лесу есть три полочки: ели, ёлки, ёлочки …
II.
Давайте повторим последовательность работы.
- С чего начинаем работу?
- Что потом?
- Чем закончим?
III.
Дети работают, а Лесовичок подбадривает.
Включена спокойная музыка «В лесу родилась ёлочка»
Ребята, Лесовичок предлагает поставить свои ёлочки на общий стол.
Что получилось?
Молодцы, ребята, хорошо работали! Сейчас в такой красивый лес вернутся птицы и звери. Спасибо!
2.«Лиса»
Задачи:
1. Формировать у детей умение использовать способ складывания бумаги пополам, совмещение противоположных сторон и углов.
2. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления общей поделки.
3. Активизировать воображение детей.
4. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа из создания.
Материалы, инструменты, оборудование:
Квадраты оранжевого цвета из бумаги размером 20*20 см на каждого ребенка, обрезки бумаги зеленого, красного цветов для изготовления необходимых дополнительных деталей, клей, фломастеры, ножницы и другие материалы.
Ход занятия
1. Организация занятия.
- Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей)
- На прогулке мы с вами наблюдали за погодой, за деревьями. Интересно, а что же сейчас происходит в лесу? Хотите отправиться в лес?
(Играет спокойная музыка)
- Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу. Зимний лес затихает и успокаивается. В лесу свежий воздух.
2. Пальчиковая гимнастика.
Бурый мишенька зимой (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Крепко спал в берлоге, (Кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (Тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся: (Зевают и потягиваются)
- Здравствуй, рыжая лисичка! (Загибают поочередно пальцы рук)
- Здравствуй, белочка сестричка!
- Здравствуй, серенький волчонок!
- Здравствуй, беленький зайчонок!
- Вот мы и поздоровались со всеми зверями, живущими в лесу.
3. Беседа по теме «Лисичка».
- Дети, это кто?
В небе ясная луна
Пискнет мышка - здесь она.
Рыжий мех в ночи погас –
Подошел охоты час.
Мышек ищет до утра.
Утром прятаться пора. (Лиса)
- Как лисица готовится к зиме? (Ответы детей)
- Чем она питатся зимой? (Ответы детей)
- Как называется дом лисы? (Ответы детей)
4. Изготовление поделки.
- Сегодня мы с вами будем делать лисичку, используя квадратный лист бумаги оранжевого цвета. Возьмите лист бумаги. Сложите его вдвое с угла на угол и установите заготовку сгибом вниз. Затем, отогните вперед верхний угол голову. По этому сгибу с двух сторон делаем надрез, оставляя сгиб посередине примерно на 1/3 длины. Левую часть большого угла закладываем от надреза внутрь, чтобы получился перед туловища с передними ногами, а часть противоположной стороны закладываем так, чтобы сформировать линию спины. Затем намечаем линию передних и задних ног, живота и вырезаем по ней эти части насквозь. Уши закладываем складкой частично внутрь, отгибаем кончик носа, вырезаем и наклеиваем глаза, делаем пушистый хвост.
(Педагог оказывает помощь по мере необходимости)
5. Итог занятия.
Дети демонстрируют свои работы. Воспитатель интересуется, кому из детей какая поделка понравилась больше всего и почему. Воспитатель говорит свое мнение, обосновывая его.
3.«Заяц»
Цель: Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
Ход
Сегодня у нас не простое занятие - мы будем с вами волшебниками. Для нашего волшебства понадобится лист бумаги и ножницы. А чтобы понять, что мы будем делать с их помощью, вам нужно отгадать загадку
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?.
Дети:- Зайка
-Правильно. Сегодня мы с вами будем делать зайца
Заяц – старый наш знакомый. Уши длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, рыжевато-серый, грифельный. Зимой – белый. Место обитания зайца – преимущественно пойменные луга (расположенные в пойме реки, негустые леса. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Лапы у него широкие и пушистые. Вот, например, зимой. Бежит он, порой, как на лыжах. Снежных сугробов в зимнюю пору много, зайцу-то ничего, а собаки настигнуть его не могут.
Посмотрите у вас на столах лежать листы бумаги. Какой они формы
Дети: - Квадратной
- А цветом?
Дети: - Белые
Возьмите свои квадраты и согните по диагонали. Чтобы получился треугольник. Разогните. Опустите верхние стороны к линии перегиба. Посмотрите, у вас получилось «мороженое». Теперь верхний уголок опустите вниз к вершинам двух углов. Затем отогните угол так, чтобы он немного выходил за верхнюю сторону. Боковые уголки загибаем наискосок. Переворачиваем фигуру. Сгибаем угол до противоположной линии. Складываем пополам от себя. Выдвигаем «уши». Надрезаем ножницами. Отгибаем наискосок. Расширьте «ушко». Расправьте и загните «ушко», придайте зайцу объем. Делаем второе «ушко».
- Наш зайчик готов!
- Что не хватает нашим зайчикам?
- Правильно глазки нужны, носик, ротик и усы
- Возьмите фломастеры и дорисуйте своим зайчикам
Вот какие красивые зайчики у нас получились. Давайте поставим их на нашу белую полянку.
4. Сюжет «Зимой в лесу»
Цели и задачи:
- закрепить знания базовых форм; учить правильно находить углы, стороны (левые, правые, верхние, нижние);
- воспитывать чувство коллективизма путём создания коллективных работ;
- развивать творческие способности при составлении композиции «Зимой в лесу».
Материалы и инструменты:
Готовые квадраты разного размера зелёного цвета на каждого ребёнка, кисточка, клей, клеёнка, тряпочка.
Ход занятия:
(Стук в дверь).
-Тук-тук-тук!
Восп-ль: Стучится кто-то
Спросим, в гости кто пришёл.
(Дети хором «Кто там?»)
Зайчик: Это я, меня впустите,
В вашу группу пригласите.
Восп-ль: Проходи, наш друг лесной,
Ты в слезах. Но что с тобой?
Зайчик: Я пошёл в лес прогуляться,
Красотой полюбоваться.
По лесу гулял, гулял
И дорогу потерял.
Я с лесной тропинки сбился
И у сада очутился.
Знаю я, что здесь друзья,
И они спасут меня.
Восп-ль: Птички-синички, слетайтесь ко мне,
Вместе поможем зайчишке в беде.
- Ребята, а как мы можем помочь?
- Откуда зайчик к нам пришёл? (из леса).
- Но ведь у нас в детском саду нет леса. Как же быть? Что мы можем сделать, чтобы лес появился? (нарисовать лес, вылепить из пластилина).
- А можем мы изготовить лес из бумаги?
- Ребята, а что мы увидим в зимнем лесу? (деревья).
- А каких деревьев больше всего в лесу? (ёлочек).
- Мы сегодня научимся складывать ёлочки и у нас получится красивый сказочный лес. А разместим его мы на большом листе. А что здесь уже появилось? (снег, сугробы).
- Ребята, а что же нам необходимо для работы? (цветная бумага, клей, кисточка, тряпочка, клеёнка).
(Дети самостоятельно готовят рабочее место и садятся за стол).
- Ребята, ёлочки бывают разные по высоте. Есть высокие и низкие (показ). Подумайте и решите, какая у вас будет ёлочка по размеру.
- Большую ёлочку мы будем делать из трёх квадратов, а маленькую из двух. Все они разного размера: большой, средний и маленький. Выберите себе квадраты.
- Давайте вспомним, как её складываем: сначала базовая форма «треугольник», затем повернули квадрат, снова сложили базовую форму «треугольник». На нашем квадрате мы видим диагонали. Снова переворачиваем квадрат на другую сторону, складываем пополам и убираем маленькие треугольники вовнутрь.
(воспитатель сопровождает объяснение показом, дети выполняют работу).
- Затем согнули базовую форму слева направо пополам и на первом треугольнике делаем базовую форму «воздушный змей». А сейчас самостоятельно из остальных квадратов сложите эту же базовую форму.
- Итак, у нас получились модули. Сейчас мы должны с помощью клея соединить их между собой. Наносим клей на верхушку самого большого модуля с двух сторон и вставляем его в получившийся карман второго модуля и так далее. Ёлочка готова.
(повторить технику безопасности при работе с клеем).
- Молодцы, теперь можно подойти и разместить их в нашем лесу.
(дети размещают ёлочки в разных местах листа).
- Вот какой у нас лес получился! Но зайчику одному в нём будет скучно, как вы считаете? Кого мы ещё можем поместить в лесу, с кем зайчик дружит? (с зайчатами).
- Правильно. Мы с вами уже складывали зайчиков на прошлых занятиях. Можно взять их и тоже разместить в лесу.
Зайчик: - Ребята, у вас ведь настоящий зимний лес получился. Спасибо!
Восп-ль: Вот и создали вы лес
Полный сказочных чудес
Там живёт и наш дружок.
Прыгай, Зайка, на листок.
(приклеиваем Зайчика).
Мы Зайчишке помогли? Да!
От беды его спасли? Да!
В лес еловый проводили? Да!
Других зайцев пригласили? Да!
Ничего мы не забыли? Нет!
- Молодцы, ребята!
Выставка коллективной работы для родителей «Зимой в лесу».