МААМ-картинки

Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний

Гулия Каримова
Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний

Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Публикация «Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний» размещена в разделах

В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.

Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС ДОв качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

Согласно ФГОС дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» включает приобретение опыта в видах деятельности:

- развитию воображения и творческой активности;

- формированию познавательных действий, становлению сознания;

- развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формированию первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Дошкольный возраст является крайне благоприятным для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего ребенку в данном возрасте.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития логического мышления позволил обнаружить следующие противоречия:

- необходимость успешного освоения ребенком программного материала с одной стороны и с традиционной формой организации педагогического процесса с другой стороны;

- заинтересованность в повышении качества образования и невозможность реализации образовательных задач;

- желание родителей иметь ребенка максимально адаптированного в социум и отсутствие знаний о значимости использования новых информационных технологий в развитии ребенка;

- необходимость получения качественного образования детьми и не активностью педагогов, внедряющих информационно-коммуникативные технологии в образовательный процесс.

В связи с устойчивой тенденцией ухудшения показателей познавательного развития детей неизмеримо возрастает ответственность родителей за судьбу каждого ребенка, которого надо не только адаптировать к существующему укладу жизни, но и подготовить. Поэтому очень важно вовлечение родителей, заинтересовать родителей этой проблемой. Провести родительское собрание на тему: Значение дидактических игр для всестороннего развития детей», семинар практикум, оформление уголка для родителей.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

В результатах:

- нет интереса к познавательным играм;

- низкий уровень познавательной активности;

В основном процессе:

- не созданы условия для самостоятельной познавательной деятельности детей в группах;

- недостаточное использование инновационных технологий;

В содержании:

- отсутствие мотивации у детей;

- недостаточная методическая, материальная база ДОУ;

- не используются современные технологии и методы образования (метод проекта, компьютерные игры);

- не готовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи: приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.

Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:

- у детей не сформирована способность к активной познавательной деятельности;

- родители не уделяют должного внимания познавательному развитию;

- педагоги недостаточно используют в работе инновационные технологии;

- Недостаточно продумана организация развивающей среды.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не обеспечивается полноценное познавательное развитие. В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу формирования развития логического мышления.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Требования ФГОС ДОк результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

На завершающем этапе:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных

видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными

формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет

подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для эффективности работы по развитию логического мышления мы используем разнообразные методы обучения; практические, наглядные, словесные, игровые, проблемные, исследовательские.

Наглядные: наблюдения, демонстрация (тематических картинок, слайдов, видеофильмов); атрибуты к дидактическим играм, настольные игры;

Словесные: рассказы, беседы, загадки;

Практические: упражнения, лабораторный метод, познавательные игры. В процессе развития логического мышления детьми дошкольного возраста значительное место должно быть отведено различным средствам :

1. игровым формам в познавательной деятельности:

- игровые проблемные ситуации ««Что перепутал художник?» ,«Как Белоснежка гномов считала»;

- игры-эксперименты «В каком сосуде больше воды?»;

- словесные игры «Назови лишнее»; «Назови соседей»;

- пальчиковые игры – эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка, каких – либо рифмованных историй, сказок с помощью пальцев.

-загадки, игры на развитие воображения. Используем широкую тематику: о домашних и диких животных, одежде, питании и т. д.

2. игровым формам в самостоятельной деятельности:

- дидактические игры «Засели числа в домик», «Что лишнее».

Этапы работы для достижения цели желаемых результатов:

1. Выявить уровень познавательной подготовленности с помощью диагностики. Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты («Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях» Л. Д. Калачева, Л. Н. Прохорова).

2. Разработать познавательные образовательные деятельности «В гости к цифрам».

3. Организовывать экскурсии в библиотеку.

4. Создать условия по развитию логического мышления дошкольников в режимных моментах :

- использовать дидактические игры при непосредственно образовательной деятельности;

5. Организовать развлечения «Времена года», «День математики»;

6. Организовать работу с родителями:

- консультации «Использование инновационных технологий в ДОО»; - приглашение родителей на деловую игру «Путешествие в страну логических игр».

- родительские собрания с привлечением психолога, медсестры.

7. Работа с педагогами:

- консультации «Дидактические игры в образовательной деятельности», «Успешный дошкольник - успешное будущее»;

- мастер-класс «Использование инновационных технологий в ДОО»;

- семинары «Развитие у дошкольников логического мышления в дидактических играх.

Публикации по теме:

Проект «Развитие логического мышления средствами математики» «Развитие логического мышления средствами математики» Актуальность проблемы развития логического мышления: на современном этапе модернизации.

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления дошкольников как средство повышения качества знаний
Опубликовано: 30 января 2015 в 13:55
+120Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД