МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Ирина Замахова
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Работая с детьми раннего возраста, показала, что мелкая моторика рук и пальцев развита недостаточно хорошо. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие.

Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность, сердит и расстраивает малышей.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах

Была поставлена цель на первом этапе работы: через специальные игры и упражнения укреплять руки малыша и развивать следующие движения:

- хватание:

учить, захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве, то есть направление и расстояние).

Учитывать форму, величину предмета (маленькие предметы ребёнок хватает одной рукой или щепотью, большие двумя руками).

- соотносящие действия:

Учить совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и. т. д

- подражание движений рук взрослого:

Это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.

- движение кистей и пальцев рук:

Развивать силу рук и чувствительность ладоней.

Работа с детьми строилась по принципу постепенного повышения уровня сложности задания. Например: при проведении игры «Бусы для куклы сначала следует предложить малышам сделать бусы с помощью деревянной игла из нескольких крупных бусин с широкими отверстиями, затем можно увеличить количество бусин, использовать бусины маленького размера; попросить детей действовать без иглы нанизывая бусины на шнурок.

Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по- разному обыгрывая их, и используя разные материалы.

Для выполнения поставленных задач была обогащена предметная среда группы. В неё входили различные игры – дидактические;

(пирамидки, вкладыши, шнуровка и. т. д). Были подобраны различные бутылочки, стаканчики, ленточки, киндер-сюрпризы, фольга, различные резиновые игрушки, пищалки.

Были приготовлены разные виды крупы: фасоли, муки, песка, кусочки поролона, мелкие игрушки, бельевые прищепки и. т. д

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук и пальцев распределялась на несколько групп от простого к сложному.

1. Игры с игрушками – пищалками мелкими игрушками, где прячут крупу, песок в тесто, сдувают надувные игрушки.

В этих играх развивается сила рук, укрепляется мышцы пальцев и кисти рук. Например: развиваются осязательные, хватательные, и соотносящие движений рук. Например: «Игра прячем ручки» - платки, коробки.

2. «Спрячь в ладошке» - прячут кусочки поролона или резиновые кольца.

3. «Котёнок» - резиновая игрушка.

4. «Ветерок», «Брызгалка» - резиновые груши небольшого размера.

5. «Ямки» «Спрячь шарик» - тесто.

6. «Спрячь руки», «Найди игрушку», «Гора из песка», «Пересыпь крупу» - крупа.

7. «Сдуй игрушку» «Что внутри» - надувные игрушки.

2) Игры с бумагой, мелкими предметами : (камушки, фасоль, бусины, детали мозаики и. т. д, пластмассовые бигуди, пазлы крупного размера из поролона или дерева, игры с мозаикой. В этих играх развивается соотносящие движения рук, пальцев, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным, развивается тонкая моторика пальцев рук.

Например:

1. «Бумажные снежки», «Осенние листья» с бумагой, упаковочная бумага (разной толщины).

2. «Погремушка» - фасоль.

3. «Покажи пальчики!», «Непослушные колечки» - бигуди, пирамидки.

4. «Разборные картинки», «Мозаика», «Курочка ряба», «Сорока-Воровка».

3) Игры с пластилином, счётными палочками, шнурками, ленточками.

Разные виды шелковые ленты и толстые шнурки с пуговицами, молниями, действие с деревянной иглой. В этих играх развивается умение застегивать и расстегивать пуговицы, действовать с деревянной иглой развиваются соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Например:

1. «Пластилиновые узоры», «Пластилиновая мозаика» - с пластилином.

2. «Длинная дорожка», «Заборчик», «Фигурки», «Домик» - счётные палочки.

3. «Волны», «Весёлый шнурок», «Развяжи бантик», «Шаловливый котелок», «Забавные шнурки» ленточки, шнурки.

4. «Пришей пуговицу», «Бусы для куклы»-действие с деревянной иглой.

5. «Цветик - семицветик»-действие с пуговицами. «Идем в магазин» - молнии.

6. «Ловим раков», «Солнышко светит», «Прищепки прячутся» - с прищепками.

4).В заключение этих игр «Пальчиковый театр», где ребёнку на указательном пальчике рисуют весёлую рожицу и предлагают надеть на пальчик колпачок от толстого фломастера или маркера. При помощи пальчика можно разыграть небольшие сюжеты, где развивается тонкая моторика пальцев рук, воображение, фантазия.

1 этап моей работы, заключается еще в том:

- что я познакомила родителей с особенностью развития детей раннего возраста и для чего нужно развивать мелкую моторику рук и пальцев с раннего детства.

- был предложен массаж рук.

- познакомила родителей, с видами игр и материалом. Показала на примере.

- познакомила с пальчиковой гимнастикой и её особенностью и значительностью.

- познакомила родителей с теневым театром, и как мы используем с детьми в свободное время, с показом и примерами.

-были предложены виды игр с песком, снегом, водой и о значении.

К концу года дети 2-лет показали хороший результат. Занятия с мелкой моторикой оказали благотворное влияние на общее развитие ребёнка и помогли ему стать более самостоятельным и уверенным в себе, что очень важно в этом возрасте.

Большое внимание на 2 этапе работы по развитию мелкой моторики рук я обратила на лепку и рисование с нетрадиционной техникой рисования по методике Е. А Янушенко с детьми 2-3 лет. Так же была проведена работа с родителями.

Вместе обсудим и выполним приёмы лепки:

Скатывание «Покорми курочку», «Конфеты на тарелке», «Витамины в баночке», «Снег идет». Дети учатся располагать на равном расстоянии друг от друга. «Жук», «Мухомор», «Яблоки», «Божья коровка». Здесь учатся располагать на равном расстоянии друг от друга соблюдая симметричность, не выезжая за края.

Размазывание «Салют», «Дождик», «Солнышко», «Ёжик», «Ягодная поляна, «Ёлка новогодняя», «Красивая тарелка». Учатся размазывать пластилин на бумаге в разных направлениях.

Надавливание «Цветы, «Огород», «Шоколад с орехами», «Бусы», «Булка с изюмом», «Гусеница, «Цветок», «Лошарик», «Рыбка», «Бабочка», «Букет». «Щетка», «Одуванчик». Учатся вдавливать детали в пластилиновые основы в определенном порядке.

На следующем этапе я познакомила родителей с определенной техникой рисования.

Пальцами – «Зимняя полянка», «Конфетти», «Ягоды», Нарядим ёлочку».

Ладошкой – «Ладошки», «Птички», «Фруктовый сад».

С помощью штампа – «Кубики», «Мячи», «Звёздочки», «Башни», «Гусеница».

Познакомились, как правильно рисовать карандашом и кисточкой. Был расширен пальчиковый репертуар и различные виды пальчиковых игр, народных песенок, потешек, пестушек. Была обогащена предметная среда в группе (тесто, пластилин, краски в доступном месте, чтоб ребёнок мог в удобное время позаниматься).

Регулярно устраивались выставки поделок и рисунков. В уголок изобразительной деятельности выкладывалась различная бумага по толщине, размеру. Палочки стеки (деревянные, пластмассовые) для экспериментирования – различные штампы. Дидактические игры, игрушки на развитие мелкой моторики рук.

За год ребенок научился работать с пластилином, отламывать от большого комка маленькие кусочки, скатывать большие и маленькие шарики между ладошками круговыми движениями и между двумя пальцами (способ скатывания). Расплющивать на картоне маленькие шарики пальцем сверху (метод налепа, расплющивать шарик между ладоней, раскатывать брусок на дощечке прямыми движениями рук, соединять концы. Объединять две вылепленные формы в один предмет, оформлять поделки с помощью дополнительного материала. На занятиях по рисованию малыш научился:

- правильно держать кисть

- рисовать с помощью кисти, поролона и пальчиков линии и предметы округлой формы

- равномерно наносить точки и мазки пальчиками и поролоном на заданном пространстве

- делать отпечатки ладонью и доводить их, до определенного образа

- закрашивать предметы одноцветные, стараясь не выходить за контур

- различать и называть цвета

Можно сделать такой вывод:

На 1 этапе работы используя методику Е. А. Янушко

-дети укрепили руки и пальцы

-развились согласованные движения рук

-дифференцированные движения пальцев рук.

На втором этапе используя методику Е. А. Янушко

- у детей хороший показатель развития мелкой моторики рук

- они научились координировать движения рук и приобрели новый сенсорный опыт

Таких результатов работы я получила,

- от систематических занятий

- совместной деятельности родителей и педагога.

Проведенная работа благотворно повлияла на ребёнка и развила у него такие качества:

-самостоятельность

-настойчивость

-аккуратность

- умение доводить начатое дело до конца

- в ребенке воспиталось чувство прекрасного

- сформировались изобразительные умения и навыки.

Публикации по теме:

Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста «Работа по самообразованию педагога» Сулейманова Альбина Ибрагимовна Тема: «Игры на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» г.

Конспект мастер-класса с педагогами ДОУ «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: провести предварительный показ мероприятия педагогическому коллективу для успешного проведения его в последующем с родителями воспитанников.

План работы с детьми группы раннего возраста «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук» Перспективный план работы с детьми группы раннего возраста(2-3 года) «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук»Пермский край,.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей раннего возраста. Развитие мелкой моторики рук как фактор развития речи детей.

Проект «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста c ОВЗ» Детско-родительский образовательный проект: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста c ОВЗ» Выполнила:.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Система пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста Система пальчиковых игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста. Составитель: Смагина Светлана.

Совместная деятельность по развитию мелкой моторики в группе раннего возраста Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №133 детский сад компенсирующего вида Выборгского района Санкт- Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 11:09
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД