Дьякова Елена
Развитие мелкой моторики. Зачем нужно развивать мелкую моторику
▼ Скачать + Заказать документы
Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому
принадлежит высказывание
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.
Публикация «Развитие мелкой моторики, Зачем нужно развивать мелкую моторику» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От
развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе могут наблюдаться такие явления, как:
1. гипотония - слабое сжатие ручки;
2. гипертония - сильное сжатие ручки;
3.макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.
Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций.
1. хлопки;
2. постукивание палочками;
3. ритмичные щелчки;
4. специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);
5. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
Диагностика:
Срисовывание письменного текста.
1 балл – имитация, которую можно почитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше).
Буквы образовывают три слова. Предложение отклонено от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать, размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный
образец все еще создает строчку надписи.
Хороший уровень развития
Низкий уровень развития
1. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких
движений кистей и пальцев рук - один из показателей
психического развития ребенка.
2. Высокий уровень развития мелкой моторики
свидетельствует о функциональной зрелости коры
головного мозга и о психологической готовности
ребенка к школе.
3. Мелкая моторика – основа развития психических
процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и
речи
При недостатках развития мелкой моторики
1. Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную)
2. Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры).
3. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разно наклонные буквы).
4. Очень медленный темп письма.
Цель: Стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.
Основные задачи:
1. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук
2. Формировать координацию движений
3. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости
4. Способствовать развитию творческих способностей
5. Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь
6. Стимулировать зрительное и слуховое восприятия
7. Обогащать словарный запас
Средства достижения цели
1. Консультации логопеда для педагогов
2. Индивидуальные Консультации родителей
3. Диагностика будущих первоклассников
4. Развивающие занятия для детей
5. Памятки и стендовая информация для родителей
6. Выступления на родительских собраниях
7. Открытые занятия
Блоки
«Пальчиковый тренинг»
«Озорной карандаш»
«Творческие упражнения»
I блок. «Пальчиковый игротренинг»:
1. самомассаж кистей и пальцев рук;
2.«Весёлые пальчики»;
3. пальчиковая гимнастика с предметами;
4. пальчиковые кинезиологические упражнения.
Пальчиковая гимнастика с предметами
(катушкой, карандашом, теннисным мячиком)
Кинезиологические упражнения
Колечко.
Поочередно и как можно быстрее
перебирайте пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим
пальцем последовательно
указательный, средний и т. д.
Проба выполняется в прямом и в
обратном порядке. В начале
упражнение выполняется каждой
рукой отдельно, затем сразу
двумя руками
II блок. «Озорной карандаш»:
1. графические диктанты;
2. штриховка;
3. работа с трафаретами;
4. лабиринты;
5. дорисовка (по принципу симметрии);
6. рисунок по образцу;
7. волшебные узоры (раскрась картинки по цифрам).
графические диктанты, штриховка
Работа с трафаретами
Лабиринты
Рисунок по образцу
Дорисовка (по принципу симметрии)
«Волшебные узоры»
III блок. Творческие упражнения:
1. пластилиновое панно (картины из кусочков пластилина, выкладывание сюжета на пластилиновой основе крупами, пластилиновые узоры);
2. Пластилинография (рисование пластилином)
3. игры с пуговицами;
4. шнуровка;
5. рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка на бумаге);
6. мозаика
Пластилиновые узоры
Пластилинография (рисование пластилином)
«Декоративная тарелочка»
Игры с пуговицами
Шнуровка
Узлы и косы
Рисование веревочкой (выкладывание нитками контура рисунка)
Игры с прищепками
Разрезные картинки
Выкладывание узоров из мозаики
Вывод
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям, не только речевых, но и общеобразовательных групп.
В представленном материале использованы фото и рисунки работ моих воспитанников 2018 – 2020 гг. выпуска.