Получи документы

«Развитие мыслительной активности детей с помощью песочной игротерапии»

Ирина Харлова
«Развитие мыслительной активности детей с помощью песочной игротерапии»
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из актуальных проблем дошкольной педагогики на современном этапе является поиск педагогических средств, обеспечивающих оптимальное умственное развитие детей в деятельностях, характерных для дошкольного детства.

Игра является ведущей деятельностью, определяющей прогрессивную линию психического развития дошкольников. Об исключительном значении игры для развития мышления детей говорили многие исследователи- педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). Вместе с тем до сих пор огромны развивающие резервы игры реализуются крайне недостаточно.

Публикация «„Развитие мыслительной активности детей с помощью песочной игротерапии“» размещена в разделах

Игра с песком- это доступная, увлекательная и интересная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому я использую песочницу в развивающих и обучающих занятиях по разным образовательным областям видов детской деятельности. Творческий подход, мастерство и желание мне позволяет реализовать программные цели и задачи в нестандартной интересной форме, закладывая у детей положительные эмоции в общении с окружающим его миром.

Фундамент мыслительной деятельности закладывается в раннем детстве. Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят, главным образом, о вещах которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы еще не отделимы от практических действий с самими предметами, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего мира складывается у ребенка мышление.

В реальном мыслительном процессе анализ и синтез всегда выполняются совместно. Эти операции мышления взаимно связаны. На развитие у детей способности к анализу и синтезу использую опыты с песком, которые помогают уяснить свойства и признаки песка. Такие упражнения как: «Песочный ветер», «Песочный дождь», «Чувствительные ладошки» систематизируют знания о свойствах сухого песка (сыпучесть, рыхлость, легкость).

В играх: «Река и ручеек», «Дорожки из песка», «Я пеку, пеку, пеку…» дети обнаруживают и используют зависимость между степенью влажности песка и его податливостью при лепке. Дети прибегают к своему роду экспериментам, наблюдают, рассуждают и делают выводы.

Для овладения операцией сравнения использую игры (упражнения, в процессе выполнения которых дети учатся наблюдать, подмечать сходство и различие, замечать изменения. В играх (упражнениях) : «Норки для мышат», «Червячки», «Отпечатки наших рук» происходит более детальное сравнение качеств песка.

Для закрепления понятий «узкий- широкий», «низкий- высокий», «большой- маленький» провожу игры: «Ниточки дорожки», «Норки-холмики», «Необыкновенные следы».

Сравнение лежит в основе всех других мыслительных операций. Объективное сравнение всегда возможно лишь при глубоком анализе существенных признаков, что является важной предпосылкой обобщения. В играх: «Волшебные отпечатки наших рук», «Мы сажали огород», «Птичий двор, «Деревня и ее жители» и «Прогулка в лес» обобщение происходит по существенным признакам. Ребенок учится обобщать сходные предметы (явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. п.

Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:

Сравнение по контрасту (сухой и влажный)

Исследовательская деятельность (потрогать, надавить, рассыпать, намочить)

Рассуждение (песок состоит из крупинок)

Обобщение или описание (ребенок в речи передает характерные признаки объекта (предмета)

Проведенная работа оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.

Литература

1. "Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение)" Сакович Н. А. // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 93-97

2.. Выготский Л. С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т. 2. – М., 1982

3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 1987

4. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротеропия. СПб. : 1998.

Комплексно-тематическое планирование игр и упражнений с песком

Октябрь

3неделя Упражнение «Здравствуй песок»

4неделя Упражнение «Чувствительные ладошки»

Ноябрь

1неделя Дыхательное упражнение «Песочный ветер»

2неделя Упражнение «Песочный дождь»

3неделя Упражнение «Река и речек»

4неделя Упражнение «Отпечатки наших рук»

Декабрь

1неделя Игра «Волшебные отпечатки наших рук»

2неделя Дыхательное упражнение «Норки для мышат»

3неделя Игра «Норки-холмики»

4неделя Игра «Червячки»

Январь

2неделя Игра «В гости мы ходили» сухой песок

3неделя Игра «Мы едем в гости» влажный песок

4неделя Игра «Необыкновенные следы»

Февраль

1неделя Игра «Дорожки из песка»»

2неделя Игра «Ниточки-дорожки»

3неделя Игра «Песочные прятки»

4неделя Игра «Я пеку, пеку, пеку…»

Март

1неделя Игра «Узоры на песке»

2неделя Игра «Что спрятано в песке»

3неделя Игра «Кто к нам приходил?»

4неделя Игра «Песочные строители»

Апрель

1неделя Уроки волшебства (игры) :

1-«Прогулка в лес»

2неделя 2-«Деревня и её жители»

3неделя 3-«Птичий двор»

4неделя 4-«Мы сажали огород…»

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения посредством нетрадиционной техники рисования». Из опыта работы Из опыта работы Калугиной Елены Владимировны. Одним из приоритетных направлений современной педагогической науки является изучение творческого.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие мыслительной активности детей с помощью песочной игротерапии»
Опубликовано: 18 июня 2014 в 09:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие мыслительной активности детей с помощью песочной игротерапии»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Харлова (УИ 221904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД