Получи документы

Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре

екатерина хлопотова
Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре

Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно этот возрастной период характеризуется интенсивным развитием пространственных представлений. Пространственные представления у детей развиваются в различных видах деятельности, но особо важная роль в процессе их формирования и совершенствования принадлежит двигательной активности. Так К. Д. Ушинский говорил, что благодаря движению человек овладевает пространством, умением ориентироваться в нем. Поэтому на физкультурных занятиях с детьми целесообразно широко использовать игры и игровые упражнения на ориентировку в пространстве, развитие общей моторики и координации, построения и перестроения.

Публикация «Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре» размещена в разделах

Обучение детей пространственным ориентировкам на физкультурных занятиях происходит поэтапно и подчинено принципу «от простого - к сложному».

Так на первом этапе дети учатся ориентироваться «на себе» : определять различные части тела, лица в том числе и симметричные, понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу). Задача ориентироваться «на себя» формируется еще в младшем возрасте, но представляется необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны. Кроме того, дети должны накопить достаточный и разнообразный практический опыт действования правой и левой рукой.

Умение ориентироваться «на себе» служит основой для перехода к следующим программным задачам - обучению ориентироваться «от себя» и «от других объектов».

На этих этапах необходимо:

- учить детей ориентироваться в окружающем пространстве, четко различать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терминами (справа- направо, слева - налево);

- развивать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения;

- способствовать освоению и обогащению пространственного словаря детей, а именно использовать в речи предлоги, наречия, обозначающие направления движений (вверх-вниз, вперед-назад, налево, направо, рядом, напротив, между, за, перед и др.) Этому помогают соответствующие команды и распоряжения (повернитесь направо, разомкнитесь влево, встаньте за линию, присядьте на скамейку, положите мяч в обруч и т. д.).

На всех занятиях по физической культуре используются строевые упражнения, наряду с тем, что они благоприятно влияют на формирование правильной осанки, легкой и красивой походки, они еще развивают ориентировку в пространстве. Они служат наиболее организованному и рациональному размещению и передвижению детей. Строевые упражнения являются средством воспитания дисциплинированности, согласованности совместных действий, умения выполнять распоряжения инструктора, помогают усвоить понятия «шеренга», «колонна», «круг», «диагональ» и т. д.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:

Строевые приемы: «направо», «налево», «кругом».

Размыкание, смыкание: приставным, шагом галопом вправо, влево, вперед, назад.

Передвижения: движение в обход, движение по диагонали, движение «змейкой», противоходом.

В процессе формирования двигательных навыков в общеразвивающих упражнениях и основных видах движений закрепляются, совершенствуются, обогащаются знания детей о пространственном положении частей тела, направлении, местоположении, отношении между предметами.

Основным же условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем, поэтому особая роль в развитии и закреплении навыков ориентировки отводится подвижным играм. Нет необходимости придумывать для детей специальные игры для развития пространственных представлений : почти в каждой рекомендованной игре для всех возрастов есть такая возможность.

Такие игры как «Возьми флажок», «Добеги до мяча», «Встань первым», «Светофор» ориентированы на освоение направления движения.

Игры «Цапля», «Найди свое место», направлены на ориентировку в схеме собственного тела.

Игры «Найди свой домик», «Скорее в обруч», направлены на определение удаленности предметов.

Игры «Солнышко и дождик», «Бездомный заяц», направлены на ориентировку относительно предметов и самого себя.

Игры «Повтори за мной», «Делай как я!» учат детей по памяти выполнять задание, показанное педагогом.

Игры «Стань первым», «Найди игрушку» учат находить свое место относительно объектов, это могут быть и сами дети, и различные предметы и даже стены зала.

Игра «Что дальше, что ближе» формирует навык определения удаленности предметов.

Игры «Жмурки», «Будь внимательным» развивают у детей умение воспроизводить движения с закрытыми глазами.

В подвижных играх дети упражняются в умении самостоятельно и правильно выбирать направление движения. Передвигаясь в пространстве, они познают отношения между предметами, учатся определять свое собственное положение по отношению к окружающим их предметам. А неожиданные изменения игровой ситуации, непредвиденные действия водящего, сигналы требуют от ребенка мгновенной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, проявлять быструю зрительно-моторную реакцию, находить наиболее рациональные способы выполнения правил игры.

Таким образом, подвижная игра создает благоприятные условия для овладения ориентировкой в пространстве, способствует совершенствованию восприятия и представления о нем.

Расширение пространственных представлений детей на занятиях по физической культуре представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок и овладению различными видами движений.

Публикации по теме:

Нестандартное спортивное оборудование «Чудо-валик» и его использование на занятиях по физической культуреНестандартное спортивное оборудование «Чудо-валик» и его использование на занятиях по физической культуре В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка.   Дети в большинстве своём испытывают дефицит движения.

Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространствеДидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Дидактическая игра «Посади насекомых на цветочную полянку» по развитию ориентировки в пространстве Уважаемые коллеги и гости моей странички.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Лабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зренияЛабиринты как средство развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения Лабиринты – игры головоломки, которые являются средством развития ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Сегодня.

Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре»Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре» [h3]Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре» Куртыгина Светлана Викторовна,.

Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки»Настольная игра для развития мелкой моторики пальцев рук и ориентировки в пространстве «Цветные дорожки» Добрый день, уважаемые коллеги. Одним из важных в наше время направлений работы педагогов в ДОУ является речевое развитие. Эта работа ведется.

Дидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-классДидактическая игра на развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве и знания цветов. Мастер-класс Игра на развитие зрительного внимания,ориентировки в пространстве,и знания цветов. В детском возрасте все ребятишки часто путают направления.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУЗначение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре
Опубликовано: 10 мая 2022 в 19:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД