Папки-передвижки

Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики

Евгения Аникаева
Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.

Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития ребенка - дошкольника. В современных психолого - педагогических исследованиях отмечается особая роль пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимание пространственных направлений, отношений и расстояний являются важными условиями при подготовке к обучению в школе.

Публикация «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики» размещена в разделах

Одной из важнейших задач подготовки детей с нарушением зрения к самостоятельной жизни является обучение их пространственной ориентировке.

С самого раннего детства, когда развитие двигательной сферы лежит в основе физического и умственного развития, очень важно научить детей ориентироваться в малом и большом пространстве, помочь ребенку преодолеть страх перед огромным и незнакомым пространством, научить приемам защиты при передвижении и при поиске упавшего предмета, научить обследовать помещения и др.

Теоретические основы овладения ориентировкой в пространстве заложены в исследованиях отечественных тифлопедагогов (В. А. Кручинин,, В. И. Никитин, Т. Н. Никольская, Е. Б. Островская, Л. А. Семенов, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова, Н. Г. Хопренинова, Ф. Н. Шемякин и др.). Большая часть исследований посвящена изучению хода развития и формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.

Для дошкольников с амблиопией и косоглазием характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. В свою очередь, это вызывает трудности пространственной ориентировки. Недостатки в её развитии ограничивают в дальнейшем самостоятельность и активность детей с нарушением зрения во всех сферах деятельности. У них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Поэтому очень важно развивать и использовать все сохранные анализаторы. Дети рассматриваемой категории спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Цель исследования: На основе выявленных особенностей развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения составить и реализовать коррекционно- развивающую программу с использованием средств коррекционной ритмики.

Объект исследования: процесс развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики.

В основу исследования была положена следующая гипотеза:

Процесс развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет осуществляться успешно, если будет проведена работа по следующим направлениям:

-уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов,включающая подробный анализ объектов, предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений, вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными.

-развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

- уточнение и развитие представлений о схеме своего тела.

- развитие слухового восприятия

В соответствии с темой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого – педагогическуюи специальную литературу по проблеме развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения

2. Определить критерии и подобрать методики исследования уровня развития ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

3. Адаптировать диагностический инструментарий и осуществить исследование уровня развития ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения

4. Осуществить качественный и количественный анализ полученных результатов (с помощью математической статистики) и дать оценку эффективности коррекционно – развивающей работы.

Методы исследования:

1 теоретический анализ психолого - педагогической и специальной литературы по проблеме исследования,

2 Психолого- педагогический эксперимент в единстве трех этапов (констатирующий, формирующий, контрольный)

3Методы обработки данных: качественный и количественный анализ полученных результатов (с помощью математической статистики)

Исследование проводилось на базе МДОУ № 125 – детский сад комбинированного вида для детей с нарушением зрения г. Тулы. В исследовании принимали участие дети с общим диагнозом косоглазие и амблиопия.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева,.

Использование игр с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения Сегодня игры с песком становятся все более популярными как в психологической, в педагогической, так и в коррекционно-развивающей практике.

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зренияИспользование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения Развитие дошкольника осуществляется в процессе воспитания и обучения, то есть в активной содержательной деятельности, организуемой педагогом.

Конспект для проведения индивидуальной коррекционной работы для ребенка с нарушением зрения «Лебеди» Цель: 1. вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней; 2. закреплять умение детей работать пластилином.

Конспект для проведения индивидуальной коррекционной работы для ребенка с нарушением зрения «Цветные головоломки» Программные задачи: 1. Развитие зрительного восприятия (цвет) 2. Развитие мышления (группировка предметов по цвету) 3. Развитие речи 4.

Конспект занятия по коррекционной ритмике (подготовительная группа с нарушением зрения) Цель: преодоление трудностей зрительно-пространственной ориентировки посредством коррекционной ритмики. Задачи: Образов. : -совершенствовать.

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве «Животные Юга» в подготовительной группе детей с нарушением зрения .

Консультация «Формирование зрительно-пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения» Проблема зрительно-пространственной ориентации актуальна для всех детей с отклонениями в развитии, но особенно актуальна для слабовидящих.

Коррекционное занятие в старшей группе для детей с нарушением зрения по ориентировке в пространстве на тему «Транспорт» Тема: ТРАНСПОРТ Задачи: 1. Учить пользоваться условными мерками при оценке удаленности объекта. 2. Формировать нестереоскопические способы.

Развитие ИЗО-творчества средствами цвета у младших дошкольников с нарушением зрения Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики
Опубликовано: 20 ноября 2015 в 08:56
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД