Получи документы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде

Ольга Бычкова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде

Участники проекта : родители, воспитатели и дети младшей группы.

Продолжительность проекта : 1,5 месяца

Сухомлинский В. А. говорил: "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал ".

В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности, Проект о воде» размещена в разделах

Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег, они с большим интересом собирают камни, ракушки, играют с водой и песком. И так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то экспериментирование является для них еще и самым эффективным методом познания явлений и закономерностей окружающего мира.

Наблюдая за детьми своей группы, я обратила внимание, что у них повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг, дети задают много разных вопросов. Почему из мокрого песка можно лепить, а из сухого - нет? Почему лед твердый, а вода – нет? И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы ребёнок понял, а можно провести опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Для того чтобы игры-эксперименты успешно осуществлялись в группе, я постаралась создать соответствующую предметно-пространственную развивающую среду (уголок экспериментирования). Наполнила его

ракушками, камешками, крупой, веточками, разнообразными контейнерами, воронками, пластиковыми баночками, трубочками и мн. др.

На окне вместе с детьми организовала мини-огород, где мы выращиваем рассаду цветов, лук, чеснок. Благодаря наблюдениям за растениями, дети убеждаются в том, какую роль играют свет, тепло и вода в жизни растений;

Так как мы в своей жизни каждый день пользуемся водой, я решила показать детям значимость воды в окружающей среде посредством проектной деятельности.

Цель проекта :

Развивать у детей представления о природном объекте – воде.

Задачи проекта :

Систематизировать знания детей о том, что вода нужна всем.

Познакомить детей со свойствами воды.

Развивать у детей способы познания : наблюдение, экспериментирование, сравнение.

Начала знакомство детей с водой с беседы «Где прячется водичка?» с целью выявления представлений детей о воде, ее значении для человека, растений, животных. Выяснив, что у детей поверхностные знания о воде, познакомила их с произведениями К. Чуковского «Мойдодыр», Федорино горе», А Барто, П. Барто «Девочка чумазая», А. Босева «Дождь», З. Александровой «Купание», р. н. с. «Заюшкина избушка», загадывала загадки о воде, дожде, снеге, во время умывания рассказывала детям потешки о воде, разучили физминутки «Про Алёшку», «Умывалочка» с элементами самомассажа.

Исследовательскую деятельность стараюсь включать в разные виды деятельности : в игру, на занятии, на прогулке. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие детям делать какие-то самостоятельные выводы.

С помощью игровых персонажей я предлагала детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновая уточка? Будет ли плавать в воде деревянный кирпичик? Как спрятать от лисы игрушку в воде? Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Например, проводила занятия и игровые ситуации «Угостим куклу чаем», «Купание куклы Кати», «Кукла замаралась», где дети находили выход из сложившейся ситуации.

С большим интересом дети наблюдают за тем, что прозрачную водичку можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали воду в разные цвета, устраивали «бурю в стакане».

В процессе экспериментальной деятельности дети узнали, что вода прозрачная, она не имеет вкуса, запаха, вода бывает тёплой, холодной, она льётся, тяжелые предметы в воде тонут, а легкие - нет.

В ходе проекта проводила с детьми беседы с рассматриванием иллюстраций: «Вода вокруг нас», " Кому нужна вода?", «Обитатели водоемов", изготовили с детьми макет «Аквариум с рыбками». С помощью иллюстраций выяснили, где в природе встречается вода, для чего и как мы её используем, подвела к понятию того, что воду нужно беречь. Дети с удовольствием играют в подвижные игры "Солнышко и дождик", "Рыбак и рыбки".

Знакомство детей с водой проводила и на прогулке, наблюдая за тем, как снег превращается в воду, вода - в лёд, как капают сосульки. Из наблюдений дети узнали, что снег и лёд - это тоже вода, но в замороженном и твёрдом состоянии.

На заключительном этапе проекта мы с детьми изготовили фотоколлаж «Где прячется водичка?», коллаж «Волшебница вода» и для закрепления у детей знаний о воде провела занятие с презентацией «Где прячется водичка?»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Общение с родителями построено на основе сотрудничества.

Для начала я предложила родителям подобрать произведения и фотографии о воде, в уголок для родителей поместила консультации на тему: «Экспериментальная деятельность в детском саду и дома», на родительском собрании «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательских способностей детей» я познакомила родителей с некоторыми опытами, которые можно провести с детьми дома, родители с интересом сами проводили опыты.

Такая работа с семьёй помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребёнке любознательности, пытливости; способствует сплочению семьи, позволяет вовлечь родителей в жизнь ДОУ и группы.

После проведённой работы дети узнали, какой бывает вода, у них появился интерес к воде, как к объекту, знание свойств воды помогло детям понять, что без воды нет жизни на земле, вода нужна всем.

В заключении хотелось бы сказать, что познавательно - исследовательская деятельность очень важна и необходима детям, а мы должны всячески этому способствовать и помогать узнавать больше интересного.

Н. Н. Поддьяков сказал: «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя».

Прикреплённые файлы:

proekt-o-vode-2_rsp90.pptx | 16068,23 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Яйцо в соленой воде» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Яйцо в соленой воде». Наш девиз: Не унывать.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования .

Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Опыты с водой» Тема «Опыты с водой». Возрастная группа: старшая (5 -6 лет) Форма организации: групповая Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать.

Экологическое воспитание дошкольников посредством исследовательской деятельности В наше время всё больше внимания уделяют проблеме экологического воспитания. Причина актуальности - это неправильная деятельность человека.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством реализации проектной деятельности» Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются.

«Волшебница — вода». Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников в старшей разновозрастной группе Тема: «Волшебница - вода» Основная идея, обоснование выбора: 1. Закрепление у детей знаний о разных состояниях воды в окружающей среде,.

Проект «Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности» Сенсорное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности. Развитие познавательно - речевой.

Тема проекта: «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности. Проект о воде
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 04:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД