Татьяна Тараскина
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания
Отчет
по самообразованию за 2016 -2017 учебный год.
Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста с помощью дидактических игр математического содержания.
Задачи:
1. Повысить свой теоретический уровень.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Оформить в группе центр «Веселая математика».
Публикация «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
4. Изучить актуальность использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Прививать к детям интерес к знаниям по математике с помощью дидактических игр.
В течение года мной была изучена литература, которую я использовала в работе с детьми.
Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет
В этой программе глубоко посвящено внимание развитию психических процессов. Компоненты данной программы я использовала в работе с детьми по развитию познавательной активности.
Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику : Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет.
Данное математическое пособие раскрывает работу с родителями в области математических представлений, а так же широко раскрыта работа по обучению детей математическим знаниям.
Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ».
В книге широко представлены рекомендации по использованию логических блоков Дьенеша, которые я использовала в работе с детьми для развития интеллектуальных способностей, логико-математического мышления детей.
Новикова, В. П. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 4-5 лет.
В пособии предлагается методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста с разными областями математической действительности : с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, количеством, предложенную методику я использовала в своей работе для реализации цели и задач по теме самообразования.
Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. «И учеба и игры : математика».
В пособии представлены дидактические игры и упражнения, включены игровые и занимательные задания по всем разделам программы по математике. Игры интересны по своему содержанию, учат детей рассуждать, развивают логическое мышление. Представленный материал я использовала в работе с детьми.
В течение года изучила педагогический опыт по вопросам развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания :
«Воспитатель ДОУ № 1 – 2016 г.» - Развитие логического мышления в процессе формирования элементарных математических представлений. В изученной статье широко представлен математический материал для развития логического мышления, а так же представлены разнообразные дидактические игры.
«Воспитатель ДОУ № 4 – 2016 г.» - Познавательно-исследовательское развитие детей средней группы в области математики. В этой статье разработан комплект дидактических игр по теме «Геометрические фигуры».
«Воспитатель ДОУ № 2 – 2017 г.» - В этой статье воспитатели составили перспективный план игр по математике на каждый учебный год по всем возрастным группам. Игры представлены от простого к сложному. Данная статья помогла мне в работе по составлению плана в работе с детьми на год.
В ноябре 2016г. принимала участие в вебинаре Издательство «Просвещение» «Познавательное развитие : Математика. Формирование геометрических представлений».
В январе 2017г. принимала участие в вебинаре Издательство «Дрофа» «Развитие пространственных представлений у дошкольников".
В феврале 2017г. принимала участие в вебинаре Издательство «Просвещение» «Познавательное развитие : Математика. Формирование представления о числе и решение задач».
Практические выводы после проработки конкретной темы:
В сентябре провела диагностику математических знаний детей средней группы; приступила к изучению литературы по теме самообразования.
В октябре привлекла родителей к созданию центра «Веселая математика», подготовила памятку: «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста». Провела с детьми дидактические игры на количественные представления: «Какая цифра потерялась?»; «Найди пару». Изготовила дидактическую игру «Веселые цифры».
В ноябре познакомила педагогов с консультацией: «Особенности использования дидактическая игр в формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет». Провела открытый показ НОД «В стране геометрических фигур». Провела для родителей семинар-практикум «Занимательные математические игры с детьми дома». Провела с детьми дидактические игры на сравнение фигур : «Отгадай какая фигура»; «Какая фигура спряталась»; «Составь узор». Изготовила дидактическую игру «Геометрическое лото».
В декабре подготовила для родителей памятку: «Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома». Провела с детьми дидактические игры на сравнение форм : «Формы»; «Чудесный мешочек»; «Составь предмет по форме».
В январе познакомила родителей с консультацией: «Математические игры для детей 4-5 лет». Провела с детьми дидактические игры на сравнение : «Больше, меньше»; «Выложи дорожку по схеме». Изготовила дидактическую игру «Сравни предметы».
В феврале познакомила педагогов с консультацией: «Воспитание познавательной активности дошкольников через формирование элементарных математических представлений». Оформила и разместила в уголок для родителей папку-ширму: «Математика- это интересно». Провела с детьми дидактические игры на ориентировка во времени: «Составь картинку»; «Дни недели». Изготовила дидактическую игру «Когда это бывает».
В марте провела с родителями консультацию: «Развитие математических способностей у дошкольников!». Познакомилась с методическими рекомендациями в периодической печати. Провела с детьми дидактические игры на сравнение предметов по различным признакам: «Что здесь лишнее?»; «Что поменялось».
В апреле разместила в уголок для родителей папку-ширму: «Математика в жизни ребенка». Провела с детьми дидактические игры на логическое мышление: «Логические блоки Дьенеша», Палочками Кюизенера».
В мае познакомила родителей с консультацией: «Дома играем, математику изучаем». Провела итоговую диагностику математических знаний детей средней группы. Подготовила отчет о проделанной работе за учебный год.
Практические выходы :
1. Консультации для педагогов: «Особенности использования дидактическая игр в формировании элементарных математических представлений у детей 4–5 лет»; «Воспитание познавательной активности дошкольников через формирование математических представлений».
2. Оформление для родителей папки-ширмы: «Математика - это интересно»; «Математика в повседневной жизни ребенка 4-5 лет».
3. Консультация для родителей: «Математические игры для детей 4-5 лет»; «Развитие математических способностей у дошкольников!»; «Дома играем- математику изучаем».
4. Памятка для родителей: «Формирование математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»; «Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения дома».
5. Семинар-практикум для родителей : «Занимательные математические игры с детьми дома».
6. Отчет о проделанной работе за учебный год.
Тесное творческое сотрудничество с педагогами, старшим воспитателем, специалистами ДОУ позволило пополнить методическую базу по теме самообразования, подготовить отчет о проделанной работе за учебный год, получить высокую оценку коллег.
Вывод:
Проанализировав результаты своей работы по теме: «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания», можно сделать вывод, что использование дидактических игр математического содержания способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления, дальнейшее использование их в работе с детьми даст положительный результат.