Получи документы

«Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями взрослых»

Людмила Давлетшина
«Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями взрослых»

Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых в обществе. Ребенок приобретает своеобразную систему эталонов: оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные. Дети всегда проявляют интерес к социальной действительности. Первым значимым средством является сама социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Главное – показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление. Труд – это проявление заботы людей друг о друге. Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения со взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности.

Публикация «„Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями взрослых“» размещена в разделах

Ознакомление с трудом взрослых имеет широкий спектр возможностей развития познавательной активности дошкольников. Многие авторы основных и дополнительных программ ставят задачей - развивать интерес к профессиональной деятельности человека, расширяя, таким образом, представления ребёнка об окружающей действительности.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому мы решаем задачу по ознакомлению с трудом взрослых в разных формах : как на занятиях, так и вне их (проводим наблюдения, экскурсии, рассматриваем иллюстраций, читаем художественную литературу, играем в сюжетно-ролевые игры и прочее).

Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды, уборки территории и т. д.).

Выбор профессии - ответственное дело, и от того, насколько правильно он сделан, зависит многое в жизни человека. Поэтому важно уже с младшего дошкольного возраста обращать внимание детей на то, что делают взрослые : родители, воспитатели, сотрудники детского сада и т. д. Целенаправленное знакомство дошкольников с разными профессиями взрослых людей закладывает основу выбора профессии из многочисленной сферы трудовой деятельности родителей и окружающих людей. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела? У представителей всех профессий есть свои праздники, которые отмечаются людьми, любящими свое дело. И чем дольше человек отдает себя выбранной профессии, тем совершеннее он владеет ею. Поэтому приобщение детей к миру профессий будет более эффективным, если работу построить на основе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых нашего города, профессиональными праздниками и подготовкой к ним.

К одним профессиональным праздникам можно вместе с детьми подготовить поделки, к другим - нарисовать рисунки и подарить их, а для представителей третьих - подготовить праздничную программу с песнями, стихами и танцами.

Чтобы формировать у детей представление о том, что такое профессия; поддерживать интерес к ним; способствовать самостоятельности мышления и выбора, воспитателю важно методически грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Проблема. Дети дошкольного возраста мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формиро-вания сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

Что необходимо для решения данной проблемы:

перспективный план по ознакомлению детей с профессиями;

наглядный и методический материал; информация о самых востребованных в городе профессиях.

Новой интересной формой работы со старшими дошкольниками является организация и проведение проектов. Эффективность ее состоит в том, что в основе этой формы лежит деятельностный подход. Проектная деятельность – отражение современных мировых тенденций в области образовательных технологий. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в дошкольных учреждениях любого типа, в любой группе детского сада. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Проекты могут быть рекомендованы в трудовом воспитании и образовании детей, целью которых – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к труду взрослых. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.

Проекты могут выполняться индивидуально, группами и всем коллективом. Сроки выполнения различны. Как правило, проекты носят интегрированный характер. Успех выполнения зависит от того, насколько педагог сумеет заинтересовать детей предстоящей работой. Деятельность проекта должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию.

Публикации по теме:

«Особенности эмоциональной сферы детей шестилетнего возраста» Содержание:ВведениеГлава I. Эмоциональное развитие дошкольников. §1. Эмоциональная сфера как проблема современных исследований. §2. Особенности.

Проект «Город мастеров» Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм, принятых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями взрослых»
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 18:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД