Галина Астахова
Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I – II вида»
Доклад на тему:
«Развитие познавательных процессов у детей
Составитель:
Астахова Галина Павловна
Публикация «Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
воспитатель школьного отделения
г. Миасс
2016 год
Развитие познавательных процессов у детей с нарушениями слуха
В соответствии с ФГОС содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (образовательные области) :
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Физическое развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
«Детская любознательность, если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию».
Н. С. Лейтес
Маленький человек, познавая мир, должен всё попробовать, ощутить, потрогать руками, рассмотреть, сделать выводы из увиденного и услышанного. Роль педагога не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде, педагог призван подвести ребенка к получению знаний, развить творческую активность ребёнка, его воображение.
Во время проведения образовательной деятельности необходимо насытить предметно – пространственную среду как можно большим количеством дидактического и раздаточного материала, чтобы ребенок имел возможность манипулировать предметами, пересыпать, переливать, перекладывать, сравнивать, сопоставлять. Педагог должен обеспечить ребенку наблюдение за такими объектами воочию, рекомендуются экскурсии.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения, ориентируя педагогов на использовании в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Очень важно помнить, что детям присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.
Использование этого метода пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н. Н. Поддьякова, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
У экспериментальной деятельности как у любой другой образовательной деятельности существуют образовательные задачи и воспитательные задачи.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
• О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, транспорт и т. п.
• О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, ромб и т. п.
• О человеке: мои помощники – глаза, уши, нос, рот.
• О приготовлении пищи: как сделать салат, сок и т. п.
• О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл и т. п.
• О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лед, снег и т. п.
• О мире животных и растений: как звери живут зимой и летом; овощи и фрукты – условия, необходимые для их роста и развития (свет, тепло, влага).
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формировать выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Познавательная экспериментальная деятельность.
Занятия, темы:
Живая и неживая природа
Вода, лед – тоже вода
Невидимка воздух
Волшебный мир дерева и металла
Бумага, Электричество, Магнит, Зеркало
Удивительные птицы
Чудо в паутине
Цветы
Деревья и кустарники